Куспекова Ольга
Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и обследование натурального объекта; - показ и анализ образца; - объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; - постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера; - анализ и оценка процесса работы; - анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.
Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей. От сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить. Что основная цель обучению конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.
На развитие творческих способностей детей по конструированию большое влияние оказывает использование игровых приёмов. На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки.
Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.
Первая младшая группа
При работе с детьми третьего года жизни по конструированию выделяется четыре основные задачи:
- вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала
-способствовать развитию у детей целенаправленного конструирования
-побуждать детей к практическому использованию выполненных ими построек
-знакомить детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет).
Далее рассмотрим эти задачи более конкретно.
Решать эти задачи в единстве подсказывает сама логика конструктивной деятельности. Ведь если строят, то обязательно овладевают какими-то способами конструирования. Выполненная постройка должна иметь практическое применение, её можно использовать в игре.
Задача способствовать становлению у детей целенаправленного конструирования довольно сложна. Целенаправленно конструировать – это значит ещё до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце. Но ввиду психологических особенностей детей данного возраста формирование у них целенаправленности в конструировании не требует точного соответствия созданного задуманному, оно только формируется к трём годам.
Ведущими, главными в обучении конструктивной деятельности являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие:
-наблюдение
-рассматривание предмета (обследование)
-образец, показ способов действия.
Прием показа способов действия – один из важнейших в обучении, так как у маленьких детей еще нет опыта изображения. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение). Из практических методов и приемов используются упражнения, в первую очередь игровые.
Для развития конструктивных навыков у детей целесообразно использовать различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.
Задача воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр, но не требовать от детей называть их. Главное, чтобы они умели отыскать нужные детали среди других.
Для плодотворной работы в данном направлении необходимы разнообразные материалы, расширяющие диапазон способов, которыми может овладеть ребёнок. Следует использовать все виды “Строителя”, мягкие модули, коробки большие и маленькие и т. д. Очень нужны для конструирования различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева, всевозможные виды конструкторов (кроме металлического).
Всё это полезно для ориентировочно – исследовательской деятельности, дают работу голове и рукам, позволяют много экспериментировать.