надежда ельчанинова
Консультация «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей логопедических групп ДОУ
на тему:
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ»
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ №28 Ельчанинова Н. А.
Публикация «Консультация „Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.
Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе.
Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь.
Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
- снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении;
- обучение правильному произношению, умению говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо;
- выработка у детей умения модулировать свой голос;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- коррекция и развитие моторной сферы;
- осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.
B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
- комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
- единства диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса; сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми;
- учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса; дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе учебно-воспитательного процесса (на занятиях, во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях). Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Кроме того, соблюдение определенного режима (отличного от общепринятого, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяет без лишнего напряжения и переутомления реализовать поставленные цели.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.
Содержание работы включает в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти, мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.
Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.
Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в строгой системе и связано со всеми разделами программы.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
Развитие фонематического восприятия детей
Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
Закрепление навыков словообразования и словоизменения в играх и в повседневной жизни
Контроль речи детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ
Задачи, стоящие перед воспитателем
Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
Обследование общего развития детей на начало учебного года
Заполнение протокола обследования, анализ результатов мониторинга с целью перспективного планирования коррекционной работы
Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
Расширение кругозора детей, овладение невербальной стороной общения
Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
Формирование навыков словообразования и словоизменения
Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
Развитие диалогической речи детей через использование подвижных,
речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций,
театрализованной деятельности детей, выполнения поручений в соответствии с уровнем речевого развития детей
Закрепление навыка составления короткого рассказа
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. В первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатель изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
Многие из коррекционных задач решаются совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Bместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатель присутствует на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателя с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи. Также в задачу воспитателя логопедической группы входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Воспитатель расширяет у детей представления о предметах окружающей действительности, учит вычленять и называть их существенные признаки.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит во второй половине дня индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию учителя-логопеда. Для этой цели в группе оформляется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого
дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.
Вся коррекционно-воспитательная работа в логопедических группах проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей.
Помещения групп и логопедического кабинета оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры, пособия для формирования дыхания, для развития неречевых процессов, схемы для составления рассказов, различные шнуровки, наборы мелких игрушек, пуговиц для выкладывания узоров, трафареты, мозаики, различных размеров мячики, верёвочки, сухие бассейны и т. п. Логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
B конце учебного года в логопедических группах проводится итоговая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ребёнка, намечаются пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.