Ирина Мартынова
Консультация для воспитателей «Как воспитывать толерантность в малышах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
• Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи
• Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
• Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
• Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
• Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как воспитывать толерантность в малышах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- Здравствуйте, уважаемые воспитатели, сегодня мы с вами будем разговаривать о воспитании толерантного поведения в детях. Но начать я хочу, с одного простого и всем известного теста. Посмотрите, что у меня в руках? (купюра, достоинством, например 1000 рублей)
- Кто хочет получить купюру?
(ответы)
- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю.
Скомкать ее и спросить, хочет ли кто- то все еще получить ее.
- Тогда, я делаю следующее:
(бросить купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднять, купюра была мятая и грязная.)
- “Ну и кому из вас она нужна в таком виде?”
Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 1000 рублей. А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи от других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы чем-то хуже других. И главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Это сложно, но возможно!
Основные принципы толерантности :
Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:
- tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;
- tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.
От куда же произошло это слово? На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Но, вернемся к детям.
Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:
1. детская непосредственность;
2. ограниченный жизненный опыт;
3. детская бестактность и т. д.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.
- На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.
- Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.
- Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов.
- Использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира.
- Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица)
- Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
1. –игра на гармонизацию осознания своего имени, фамилии: игра «Как звали, зовут, будут звать…»
«Когда я была маленькой, меня звали…
В школе меня звали ….
Я выросла, и меня зовут …
2.
2. Упражнение “Это здорово!”
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
3. Игра развитие чувства близости с другими детьми: игра «мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время на проведение: 3-5 минут.
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
4. Игра «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.
Время на проведение: 3-5 минут.
Материалы: мяч.
Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им дети приобщаются к многонациональной литературе.
1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти.? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.) …»Сказка о рыбаке и рыбке»
2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву?. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»_
3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой.? (Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь.) … И. Гауф «Карлик Нос»
4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»
5. - Какая сказка учит быть добрым в любой ситуации?. ( Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда) … Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.
Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».
1. Одна минута терпения может означать десять лет мира. Автор Греческое изречение
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Друг познается в беде.
4. Сам себя губит, кто других не любит.
5. Всякий человек в деле познается.
6. Где хотенье, там уменье.
7. Артель дружбою крепка.
8. Одна пчела меду не натаскает.
9. Один в поле не воин.
10. Один за всех и все за одного.
11. Где лад, там и клад.
Арт-терапия– это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
6. «Автопортрет»
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.