Людмила Метелёва
Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность дошкольников
онсультация для воспитателей
«Изобразительная деятельность дошкольников.»
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение. Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный настрой, способствуют развитию творчества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Изобразительная деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образное представление и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако, происходит это не само по себе, а при условии систематического целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связан со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др., в процессе которой дети получают разнообразные впечатления и знания. Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезать.
Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Педагоги знают, как часто дети, нарисовав или вылепив предмет, начинают играть с ним. Исходя из этого, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создать поделку, которую затем можно использовать в игре, вводить в занятие игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр (сюжетно-ролевых, подвижных, игр – драматизаций). Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений, уровень овладения той или иной деятельностью зависит не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приемы использует педагог. Важно, чтобы занятие проходило в живой, радостной эмоциональной атмосфере и были интересны по форме. Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки (за столами, поставленными в длинный ряд, буквой «П», за мольбертами и т. п.). Одна из задач обучения изобразительной деятельности в том, чтобы развивать творческие способности детей. Поэтому приемы должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение педагога.
На занятиях почти не используется образец, так как образец приучает к механическому копированию. Прямой показ способов изображения рекомендуется лишь в том случае, если детям не известен прием (например, первый раз используется метод тычка, набрызга). Если же они что-то уже рисовали этим способом, педагог обращается к детскому опыту. Например, если дети ранее лепили фигуру из целого куска, то достаточно спросить: «Как это можно слепить из целого куска?». Необязательно создавать изображение от начала до конца : важно показать основное, предоставить детям самостоятельно решить детали. Иногда рекомендуется давать не один способ изображения, а несколько, чтобы дети могли выбрать наиболее подходящий для решения темы, например, разные способы рисования травы, домов, листьев. Овладение обобщенными способами изображения позволяет детям решить многие изобразительные задачи.
Все детские работы просматриваются и анализируются с детьми. Это имеет большое значение для развития детской изобразительной деятельности : дети имеют возможность увидеть разнообразные варианты воплощения замысла. Детские работы надо использовать в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещении детского сада. Необходимо устраивать выставки детского творчества.
Начиная со старшей группы, некоторые темы по сюжетному рисованию и по замыслу можно делить на два занятия. Ребенок может продумать замысел и воплотить его. Но не следует и впадать в другую крайность – не нужно на все сложные темы отводить два занятия. Надо учить детей работать в течение занятия энергично, не отвлекаясь. Дети, овладевшие формообразующими движениями, основные из которых они осваивают во второй младшей группе (рисование предметов круглой и прямоугольной формы, предметов, состоящих из линий) и в средней группе (предметы овальной, треугольной и разных пропорций прямоугольных форм) за одно занятие в 20-25 минут успевают нарисовать и закрасить 3-4 изображения. Лучше начинать работу с детьми трех лет и вести ее последовательно до выпуска в школу. Если воспитатель начал работу не с начала учебного года, то следует выяснить, какими умениями и навыками владеют дети.
Научить ребенка использовать осознанно элементарные основы изобразительной грамотности - одна из важнейших задач развития детского творчества. В свободной деятельности надо предлагать детям на выбор различные материалы (гуашь, акварельные краски, мелки, карандаши, побуждать использовать знания, полученные на занятиях, проявлять творчество, искать свои приемы и способы создания яркой работы.