Колыбельникова Светлана
Консультация для воспитателей «Использование приёмов самомассажа лицевой и пальцевой мускулатуры в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым). Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Массаж. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в образовательную коррекционно-развивающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).
Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
При выполнении логопедического самомассажа, как впрочем и классического и логопедического массажа, и самомассажа рук, и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований:
Помещение должно быть хорошо проветренным;
Одежда не должна стеснять движений;
Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;
Направления движений всегда от периферии к центру, или к лимфатическим узлам;
Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.
К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
Разминание - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;
Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.
Процедура логопедического самомассажа проводиться, как правило, по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Самомассаж мышц головы и шеи :
1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица :
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.
10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.
11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
Самомассаж языка :
1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлепывание языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами.
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.
Самомассаж ушей «Наши ушки»
Дети выполняют массаж ушей.
1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);
Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».
2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)
3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
5. Растирание ушей ладонями.
Помимо логопедического самомассажа в коррекционной оздоровительной системе ДОО также эффективным средством как общего физического развития так речевого развития является самомассаж кистей рук, ног и тела. А также игровой массаж проводимый детьми друг другу. Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.
Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Кроме этого, самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.
Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей, рукавичек (из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток,пуговичный массаж кистей и стоп- «погружение рук в «пуговичное море», перетирание пуговиц между ладонями, «сухой бассейн» из гороха или фасоли -сжимание-разжимание пальцев рук внутри «бассейна», можно спрятать игрушки от киндер-сюрпризов, искать их закрытыми глазами, называть и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК.
*Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
* Массаж ладоней круговыми движениями мяча на ударные слоги стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
*Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу,
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
КРУПА
*Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
*В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
* Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно) :
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
*Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной, потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать :
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
*Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
*Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берё тся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
*Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Примерный подбор материала по лексическим темам в средней группе:
Лексическая тема: «Игрушки» (подручные материалы-массажные мячи, приёмы : сжимание, прокатывание).
«Одежда» (бельевые прищепки) приём : пощипывание пальцев рук.
«Посуда» (губки и щётки для посуды) приём : растирание кистей рук и предплечья.
«Транспорт» (мелкие машинки) приём : прокатывание по тыльной стороне ладони и предплечья.
«Зимующие птицы» (крупные крупы, семена) приём : сухой бассейн для кистей рук.
«Огород. Овощи» (сухая фасоль, семена тыквы) приём : сортировка семян, игра «Золушка».