Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»

Наталья Синягина
Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»
▼ Скачать +Заказ

Федеральный государственный основной стандарт устанавливает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Так образовательная область речевое развитие включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Работа с детьми по восприятию художественной литературы направлена на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению восприятию) книг и потребности в них через решение следующих задач:

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей“» размещена в разделах

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой).

Функции художественной литературы в развитии ребенка столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая.

К познавательно-нравственной функции можно отнести: развитие и активизацию воображения, образного мышления; расширение представлений, осведомленности о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически-действенном

опыте); освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально-

ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сцепке с представлениями о них.

К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком, ориентация ребенка

на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.

Реализация этих развивающих функций осуществляется, во-первых, за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов (лежащих в их основе метафоры и повествования, позволяющих создавать многообразные воображаемые миры, каждый из которых особым образом моделирует действительность) и, во-вторых, через сопереживание, эмоциональное принятие читающим (слушающим) авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель становится проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным «техническим» исполнителем, но, как партнер, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии — сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Если внимательно отнестись к большим текстам, можно обнаружить в них множество интригующих тем, вопросов, поводов для организации

с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности.

Эти темы и поводы сами собой возникают по мере чтения глав большого многотемного текста. Возникает интерес для исследования или создания каких-то вещей своими руками.

Персонажи больших художественных произведений для детей – это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, их вопросы и поиски, устройство мира, в котором они живут, их путешествия, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми.

Вот всего несколько примеров.

– Неужели разбойник смог так легко справиться с Самоделкиным с помощью простого магнита? (Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина). Давайте посмотрим, как действует магнит, в самом ли деле он обладает такой «волшебной» силой?

– Полетит или не полетит воздушный шар? – гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки (Н. Носов. Приключения Не_

знайки и его друзей). В чем тут дело? Попробуем сами

провести такой опыт.

– Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А. Милн. Винни-Пух и все-все-все). Что надежнее — пустой горшок или зонтик, да и вообще, не утонет ли пустой горшок?

Почему один предмет тонет, а другой – нет? Можно попробовать.

– Удобно ли измерять Удава попугаями? (Г. Остер. Сказочные рассказы). Придумаем свои мерки. А может быть, воспользоваться подходящими инструментами?.

– На чем только не путешествовал Алеша-Почемучка (Б. Житков. Что я видел). Попробуем разобраться во всех этих видах транспорта (отличный по_

вод для классификационной работы).

– Можно ли повернуть время вспять, даже если очень хочется? И вообще, что такое время? (Д. Биссет. Путешествие дядюшки Тик-Так). Наметим остановки на нашей «реке времени».

Итак, время от времени к чтению тех или иных глав больших текстов можно приурочить соответствующую тематику продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, воспроизводящих и

продолжающих поиски и исследования персонажей. Здесь в выборе тематики воспитатель идет вслед за текстом.

Короткие художественные тексты педагог, напротив, может подыскивать заранее, специально для определенной темы, чтобы через выразительный текст заострить какой-либо вопрос, выделить предмет наблюдений, исследования, опытов.

Например, можно обратить внимание детей на историю рукотворного

мира через историю обычных вещей (С. Маршак. Вчера и сегодня, заинтересовать условным графическим изображением последовательности событий и выйти на историю письменности (Р. Киплинг. Как было написано первое письмо. Как была придумана азбука, погрузить в мир профессий – их видов, истории (И. Токмакова. Букваринск; Дж. Родари. Чем пахнут

ремесла; С. Михалков. А что у вас?; В. Маяковский. Кем быть) и т. п.

Принцип использования художественных произведений как смыслового фона и подсказки может быть применен и к развитию детской речи (вместо скучного многократного пересказа или составления одного и того же рассказа по картинкам на обучающих занятиях) – через выход на собственное словесное творчество детей.

Здесь можно наметить два пути. Во-первых, полезным и увлекательным для детей является инициированное взрослым воспроизведение и продолжение словесного экспериментирования персонажей из читаемых в данное время книг. Это могут быть стихотворные опыты Винни-Пуха (А. Милн, Незнайки (Н. Носов) и др., словесно-логические игры (слово в разных контекстах, его буквальное и небуквальное значение и пр.) тигренка Ррр из повести-сказки Д. Биссета, персонажей из сказок Г. Остера (мартышки, попугая, удава и слоненка, Алисы из сказки Л. Кэрролла (можно так-же опираться на стихи с «перевернутыми» значениями Д. Хармса, А. Введенского, Э. Лира и др.).

Словесные игры и опыты персонажей могут переходить в собственное словесное творчество детей – придумывание своих стихов, загадок (результаты можно оформить в виде книжек – с записью текстов

и иллюстрированием, в инициированные взрослым словесные игры–эксперименты (поиск рифм и пр.). И именно через эту живую словесную практику можно выйти на обсуждение с дошкольниками

вопроса: «Как устроены стихи, загадки, сказки?».

Во-вторых, через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей (сюжетов, развивать сюжетосложение как элемент словесного и игрового творчества. Для этой цели подходят тексты типа: Дж. Родари «Сказки, у которых три конца», Г. Остер «Сказка с подробностями», – где предлагается не один сюжетный ход, а несколько их вариантов, на выбор. Такого рода тексты можно использовать и как образец-стимул к совместной со взрослым игре-придумыванию, связанной с выстраиванием

новых сюжетных последовательностей. Сама форма игры-придумывания объединяет сюжетную игру старших дошкольников с их словесным творчеством.

Полноценная деятельность по восприятию детьми художественной литературы необходима в качестве важнейшего средства содействия развитию детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи.

Литература

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. – М. : Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 208 с.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Анкета для родителей «Использование художественной литературы в семье» в средней группе Дорогие родители! Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов анкеты для планирования работы в дальнейшем. 1. Какие у Вас дома есть книги.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 10:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД