Антонина Клепиковская
Консультация для воспитателей. Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Как обеспечить безопасность наших детей?
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве наиболее прочные: правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Публикация «Консультация для воспитателей, Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Научить соблюдать элементарные правила дорожного движения.
Задачи для воспитателей:
1. С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать
работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
3. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета.
Следовательно, в игровом уголке должны быть:
• набор транспортных средств;
• иллюстрации с изображением транспортных средств;
• кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
• атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
• дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
• картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
• простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
• макет транспортного светофора.
Для детей средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
• макет светофора с переключающимися сигналами;
• дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
• на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки».
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
• макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
• набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
• дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
В подготовительной группе дети встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
• собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
• организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности, используя различные формы, методы и средства ознакомления дошкольников с правилами безопасности. Например:
- На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создавать условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учить детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизировать интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создать условия для их решения.
- На занятиях по развитию речи необходимо использовать различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Особое внимание необходимо уделить играм, способствующим развитию речи:
- «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо - плохо», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др
- На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию можно провести индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т. д. Также в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», «Транспорт» и т. д.
Формы, методы и приемы работы с детьми.
1. Словесный:
*устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
*беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»; учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и сказки - «Жил – был светофор» и др.);
* чтение художественных произведений как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С. Михалков «Моя улица»; В. Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; Т. Шипошина «Автобус»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
* составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
* презентация интернет ресурсов «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.);
*работа с иллюстрациями по теме;
*эксурссии,наблюдения (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
*выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);
* применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице»).
Работа с родителями.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями.
Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов.
Это:
-информационные стенды, папки-передвижки, раздача буклетов,
- консультации, беседы,
- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»
-родительские собрания, беседы с участием инспекторов ГИБДД такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.
-мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).