Барашкова Елена
Консультация для воспитателей «Сравнение методов обучения чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы - дать сравнительный анализ методов обучения чтению по некоторым критериям:
1. Метод обучения чтения
2. Автор метода
3. Год создания
4. Возраст
5. Особенности метода
6. Достоинства метода
7. Недостатки метода
1. Метод глобального чтения [/i]
2. М. Е. Хватцев, Л. А. Голвчиц,К. В. Комаров, Л. П. Носенко, Л. А. Маниченко, Б. Д. Корсунская.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
3. В Росии с начала 20 годов. (Корсунская Б. Д. в 1971 году)
4. Может применяться с 6 месяцев
5. Подходит для слабослышащих и глухих детей. Очень важно соблюдать постепенность и последовательность. Задачи: научить правильно прочесть слово, воспитывать отношение к чтению как к источнику знаний и средству общения.
6. Метод считают более физиологичным, так как люди мыслят словами, а не буквами и звуками. Известные ребёнку явления, события помогут понять обращённую к нему речь, помогут выразить мысль.
В кругу чтения детей сразу значительное количество слов необходимых для образовательный целей.
7. Пассивность ребёнка.
Ребёнку необходимо самому догадаться о принципе чтения.
Методика изначально рассчитана на английский язык, русское словообразование намного сложнее, поэтому особенно тщательно подходим к подбору слов.
1. Метод чтения целых слов.
2. В. Золотов (до 1934 года, К. Малиш, Т. С. Резниченко.
3. В России с 1917 года, в Германии с1919 года, Т. С. Резниченко с 1990-х годов.
4. Может применяться с дошкольного возраста.
5. Метод подходит для слабослышащих и глухих детей. Сущность метода в обучении глухих детей речи с осмысления целых слов и фраз. Материал для обучения расолагается по степени трудности. произношения. Принимается во внимание потребность детей в речи. Детей учат читать с губ, письму и чтению слов и фраз. Запоминается большое количество слов и их графическое изображение без расчленения на буквы и звуки. Облегчается детям и педагогам обучение говорению.
Дети научаются говорить чётче, естественнее, плавно
Дети успешнее усваивают речь и развиваются умственно.
Взрослый усиливает потребность детей в устной речи.
Большое место отводится игре.
У Т. С. Резниченко на 2 и 3 этапе обучения чтению уделяется внимание слогам и буквам.
6. Запоминание большого количества слов приводит к «угадыванию» при прочтении, пропускам букв и слогов при письме.
Внятность речи страдает, полна дефектных звуков, что является следствием отсутствия работы над звуками.
Трудность в выборе речевого материала.
1. Метод послогового чтения.
2. Житомирский, Анастасиев, Ф. П. Мироносицкий,
С. Н. Поляков,
Н. А. Зайцев (чтение по складам) В России с конца 19 века, Мироносицкий Ф. П. с 1924 года, С. Н. Поляков
3. Может применяться в дошкольном возрасте (с 3 лет).
4. Метод подходит для детей возможно с речевыми нарушениями, сниженным интеллектом, тугоухостью, сенсорными расстройствами. Ребёнок воспринимает определённое сочетание букв как целый графический элемент. Ставятся только те задачи, которые не превышают возможностей ребёнка на данном этапе развития. Материал разбит на семь ступеней в доступной игровой форме.
6. Ребёнок,научившись читать, в процессе самостоятельного чтения развивается сам, удовлетворяя свою любознательность7
Материал разбит на 70 занятий, которые соответствуют 7 ступеням в освоении чтения. Занятия в игровой форме. Начинаются с изучения букв, затем запоминают склады (буквы плюс слоги). При этом склад воспринимается целиком как буква, затем учатся читать по складам. Этот этап важно не затягивать и переходить к чтению по слогам и слитному чтению слов. Позднее переходят к чтению словами и предложениями.
7. Важно не затягивать этап чтения по складам, так как чтение по складам- это только отправная точка при обучении чтению. На этом этапе нет ещё осмысления прочитанному. Ребёнок не понимает, что такое слово? Что такое предложение?
Переход от чтения по складам к чтению по слогам необходимо сделать вовремя, иначе процесс обучению чтению застопориться. Родители как правило на этапе чтения по складам останавливаются.
1. Звуковой метод обучения чтению.
2. К. Д. Ушинский,Д. Б. Эльконин В России с конца 19 века.
3. Д. Б. Эльконин предложил современную методику.
4. Может применяться в дошкольном возрасте (с 3-х лет).
5. Метод подходит для детей с обычными возможностями. Начиная с 3 лет учим звуки и буквы, а с 4 лет начинаем читать слоги. Метод предполагает, что для свободного чтения необходимо легко и быстро распознавать написанные буквы и соотносить их со звуком. Ребёнок получает понятие, что звуки бывают разные (гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).На втором этапе ребёнок учится складывать звуки в слоги. На третьем- сливать слоги в слова. Чтение слов и предложений идёт на четвёртом этапе. Эффективность обучения чтению зависит от желания ребёнка, красочных пособий, смены видов деятельности, визуализации изученного материала.
6. Звуковой метод согласуется со структурой русского языка.
«Медленно, но верно» читаем правильно, согласно психическим особенностям человека.
«Легко в школе» Нет сложностей при фонематическом разборе слов, переносах, выделении гласных и согласных звуков.
«Легко маме» мало подготовительной работы, можно заниматься везде.
Улучшаем произношение, развиваем фонематический слух, боремся с дефектами произношения.
7. Читаем по слогам долго, медленно с ошибками.
Этап механического чтения. Читаем и не понимаем о чём.
Беглость чтения появляется не ранее 5 лет.