Чернышева Людмила
Консультация для воспитателей «Использование макета для изучения правил дорожного движения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель макета: формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Данный макет изготовили своими руками. Он представляет собой игровое наглядное пособие по изучению ПДД и безопасности дорожного движения дошкольников.
В макете представлены передвижные элементы: фигурки разных видов транспорта, светофор, дорожные знаки, фигурки людей для обыгрывания различных сюжетов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование макета для изучения правил дорожного движения в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Макет может быть использован для индивидуальной работы с детьми, а также для самостоятельной детской деятельности. Макет устойчив, легко перемещается с места на место, служит длительное время и в любой момент может быть доступен дошкольникам для игры.
Макет – элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего развитию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.
Основные понятия и термины по ПДД:
(изучаем на макете)
• Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
• Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
• Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
• Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
• Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
• Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части.
• Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
• Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
• Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
• Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель транспорта.
• Пешеходный переход - место, обозначенное для перехода через улицу.
• Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
• Дорожный знаки - знаки, регулирующие движения транспорта и пешеходов на проезжей части.
• Перекрёсток – место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
Для игры с макетом мы используем дидактические игры:
«Водители»
Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для водителей.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя на дороге водители за рулем машин?
«Пешеходы»
Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.
Краткое описание: Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы? Дети берут в руки фигурки людей. Они – пешеходы. Пешеходы переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
«Выполни поручение»
Цель: выполнить поручение, соблюдая правила безопасности.
Краткое описание: Игра, как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
«Светофор»
Цель: закрепить знания детей о транспортном и пешеходном светофорах и их сигналах.
Предварительная беседа: Какие виды светофоров вы знаете? Что означают сигналы транспортного светофора? Что означают сигналы пешеходного светофора?
Ход игры: Включаем на макете светофор. По сигналам своих светофоров двигаются машины и пешеходы. Воспитатель следит за правильностью действий пешеходов и водителей.
«Виды транспорта»
Цель: Закрепить знания детей о видах городского транспорта (пассажирский, грузовой, специального назначения)
Предварительная беседа: Вспомнить характерные отличия разных видов транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный); К какому виду транспорта можно отнести городской транспорт? Почему?
Краткое описание: Воспитатель предлагает детям разложить фигурки машин на группы по какому-либо признаку (Что перевозит? По чему передвигается? От чего работает? По наличию специальных звуковых сигналов и маячков).
«Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: фигурки-транспорт.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает фигурку. У кого в конце игры будет больше транспорта, тот и победитель.
«Наша улица»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о составляющих элементах улицы (дорога, дома, деревья, проезжая часть, тротуар и т. д.) Развитие внимания детей.
Ход игры: Дети рассматривают макет и перечисляют составляющие элементы нашей улицы. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
«Найди безопасный путь»
Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, расширять словарный запас.
Подготовка к игре: Воспитатель спрашивает детей: - Везде ли можно переходить улицу? - Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу? - Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы? - Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны? - Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода? - Для чего на дороге нарисовали «зебру»?
Ход игры: Дети на макете отыскивают знаки, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Разыгрывают различные ситуации на макете.
«Поставь дорожный знак»
Цель: Учить различать дорожные знаки и обозначать ими соответствующие места («Пешеходный переход», «Дети», «Проезд запрещён», «Автозаправочная станция» и др.) Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Краткое описание: Детям предлагается рассмотреть макет и расставить нужные дорожные знаки, объяснив их значение.
«Час пик»
Цель: проверить как дети запомнили правила дорожного движения. Развивать сообразительность, мышление, внимание. Воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
Краткое описание: Одновременно играют дети-водители и дети-пешеходы, в игре участвуют все фигурки макета. Создаётся напряженная ситуация – «пробки» на дороге, больше пешеходов. Задача - не нарушить правила и не поссориться друг с другом.
«Что будет, если…»
Цель: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.
Краткое описание: Проигрываются различные дорожные ситуации, предложенные детьми или воспитателем:
-Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
-Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где захотят?
-Что будет, если водитель не будет знать, что его ожидает впереди?
В конце игры подводится итог.
Использование мультяшных и сказочных персонажей.
Детям предлагается разыграть ситуацию с участием героев из любимых мультфильмов и сказок:
Например: Крокодил Гена проводил Чебурашку в школу, а затем он хотел узнать расписание поезда, сходить в банк и снова вернуться за Чебурашкой. Проводите его и подскажите безопасный маршрут.
Например: Маша («Маша и медведь») забыла как нужно переходить проезжую часть, если нет светофора. Она просит вашей помощи.
Итог: изучая правила дорожного движения и разыгрывая различные проблемные ситуации на макете, дети учатся осторожности и правильному безопасному поведению на дороге.