Елена Щеглова
Консультация для воспитателей «Игры и занятия с дидактическими игрушками с детьми раннего возраста в Доме ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и занятия с дидактическими игрушками с детьми раннего возраста в доме ребенка
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов у детей, а особенно речи. Познавательное и речевое развитие возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях дома ребенка. Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации (лишении или ограничении возможностей удовлетворения своих жизненно важных потребностей, в которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как основы их дальнейшего личностного становления.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры и занятия с дидактическими игрушками с детьми раннего возраста в Доме ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Игра и действие с предметами—ведущие виды деятельности детей. Характер и содержание деятельности являются объективными показателями умственного развития ребенка. Но, кроме того, малышам нравятся дидактические игры, которые способны увлечь их, познакомить с новыми предметами, дают возможность общения с взрослыми.
Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление ребенка, развиваются такие важные качества, как активность, стремление самостоятельно решить игровые задачи.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие ребенка. Одним из видов ее являются занятия с дидактическими, т. е. обучающими игрушками. Они направлены на ознакомление не только с цветом, формой и величиной предметов, но и другими их свойствами.
На занятиях с дидактическими игрушками не ставится задача выделить предметы в качестве эталонов по цвету, форме, величине, как на занятиях с дидактическими материалами. И это понятно, потому что на таких занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы, различной окраски и даже расцветки, например с матрешками.
Дети учатся производить действия с предметами, требующие относительно сложных ручных умений. Они овладевают практическими способами действий, в процессе выполнения познают физические свойства предметов, их положение в пространстве.
Так, например, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе малыши познают такие свойства предметов, как их величину, характерные структурные свойства, количество (один — много). Дети осваивают физические свойства предметов в зависимости от их формы: например, круглые предметы способны прокатываться, некруглые — будут оставаться на месте. Практически дети осваивают возможности производить действия с предметами в зависимости от их величины: например, в больший предмет можно вложить меньший, а не наоборот; нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие, и т. п. Вместе с тем на занятиях с дидактическими игрушками дети познают зависимости между целым и частью. Например, две части разборной матрешки можно собрать, ориентируясь на величину и положение их в пространстве.
Собрать пирамидку из последовательно уменьшающихся колец малыш сможет, если начнет понимать соотношение предметов по величине (поменьше, побольше). Всему этому дети учатся в процессе игры с дидактическими игрушками.
Возможность производить действия с игрушками во многом определяется развитием мелкой мускулатуры пальцев рук, поэтому на занятиях с дидактическими игрушками решается и эта задача.
Трудно переоценить значение предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, грибками, кольцами, шариками, втулками, кубиками. На занятиях с такими наборами педагог ставит целью обратить внимание ребенка на эти свойства, а затем выполнить определенные задания на подбор, соотнесение, группировку предметов по сходству или различию и т. п.
Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок должен в одних случаях учесть размеры колец, в других — их цвет. Собирая матрешку, нужно выделить верхнюю и нижнюю ее половины, правильно расположить и соотнести их по размеру, приложить усилие, чтобы соединить части игрушки, и т. п.
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить.
В процессе практических действий, таких, как соединение предметов, разъединение, проталкивание, нанизывание и т. п., у ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. Они соответствуют наглядно-действенному мышлению, характерному для раннего периода детства.
Вместе с тем, как было уже сказано, дидактические игрушки выполняют еще одну важную задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений руки.
Во время дидактических игр у детей складываются положительные взаимоотношения и с взрослыми. Они тянутся к тем взрослым, которые с ними занимаются, играют. У ребенка возникают эмоционально-деловые связи с взрослыми.