Оксана Китайкина
Консультация для воспитателей и родителей «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа".
Алексей Николаевич Толстой
Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Ведь это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и страну. И это должно начинаться с семьи, с отношения к самым родным и близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, страну, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно – прикладному искусству и народному творчеству. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом, всегда должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.).
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Действенным средством в воспитании моральных и нравственных качеств личности дошкольников является сказка. Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом обязательна. Цель любой сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до дошкольников. По своей сущности сказка близка мышлению и представлению детей. Но она не дает прямых наставлений: «Слушайся родителей», «Уважай старших», однако в ее содержании всегда заложена мораль, которую они со временем воспринимают. Сказки помогают малышам разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Она развивает в детях нравственные качества, доброту, трудолюбие, правдивость, а также расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Дошкольники нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:
1. мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;
2. женские, где главная героиня – персонаж женского пола;
3. смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.
Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т. д.
Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.
Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Жихарка», «Каша из топора», "Заяц- хваста", "Мужик и медведь" и др. В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т. д.
Женские сказки символизируют способность женщины найти достойного партнера и создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается, где она принимает и дарит любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.
Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.
Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
В этих сказках животные, предметы, явления, мифологические создания наделены человеческими качествами. Самые популярные смешанные сказки : "Царевна- лягушка", "Марья Моревна", "Иван- царевич и серый волк", "Гуси- лебеди" и др.
Таким образом, русские народные сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.
Именно русские народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Формирование патриотических качеств – это сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы. Взрослым необходимо помнить, что если серьезно и качественно не заняться воспитанием будущей личности с раннего детства, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России.