Репина Вера
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Развиваем речь детей (дидактические пособия)»
▼ Скачать + Заказать документы
На этапах раннего детства задачи речевого развития успешно решаются в предметной деятельности. Нетрудно предположить, что речевая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с игровыми приемами.
Наглядные средства (игрушки, картинки, пособия) дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Достоинства же игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Также не стоит забывать, что у детей данного возраста наглядно-действенное мышление. В работе с этими детьми, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать —необходимо показать.
При этом необходимо соблюдать требования к наглядному материалу:
- он должен быть оформлен эстетически;
- вызывать конкретные образы;
- будить мысль.
Мы не будем сейчас говорить о картинках, играх и пособиях, которые можно приобрести в магазине, а расскажем о тех пособиях, которые можно сделать своими руками.
Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Сначала нужно сделать доску фланелеграфа. На прямоугольную доску (размером 60х90) из фанеры, толстого картона или тонкого теса натягивают голубую, или светло-серую фланель ворсом наружу. Заменять доску рамой нежелательно, так как фланель на раме вдавливается и картинки будут падать.
Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что в нем можно показывать не всякое произведение, так как картинки в нем статичны и только иллюстрируют рассказ воспитателя. Например, нельзя достаточно убедительно показать сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него.
Мы предлагаем ряд инсценировок по рассказам «Лесенка» Е. Шабад, «Под грибком» В. Сутеева, произведения А. Барто «Игрушки», потешки «Наши уточки с утра…», «Вот и люди спят…» и др.
Важным моментом в подготовке фланелеграфа является подбор картинок. При этом нужно помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны, исполнены в одной манере. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются к каждому произведению, а не собираются из разных книг.
Небольшие сценки можно разыгрывать и показывать детям, используя обыкновенные игрушки и картинки-декорации на картоне. Например, читая детям потешку «Пошел котик на торжок».
Театр масок. Как сделать маски из плотной бумаги я описывать не буду. В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр-инсценировок и даже настоящие спектакли.
Теневой театр представляет собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму натягивается калька. Рама ставится на ножки. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми. Если часть фигуры должна двигаться (рука, нога, голова, то она вырезается отдельно и прикрепляется проволокой. К движущейся части привязывается толстая нитка, с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.
В картонажном театре участвуют плоские и объемные фигурки-куклы. Рекомендуем универсальную конструкцию, которая будет пригодна для всех видов фигурок. При такой конструкции сцены декорации располагаются на картонном круге. Круг этот вращается и помогает мгновенно менять декорации, а в некоторых сценах показать и движущиеся декорации.
Для развития словаря особое значение имеет еще предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (одежда, обувь, постель, мебель, посуда, орудия труда, которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
Можно изготовить такую куклу с одеждой для различных сезонов или для игры «Кому что нужно для работы», где решается задача активизации в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер).
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков (пособие к потешке «Огуречик,огуречик!»)
Занятие может быть построено на игровых приемах русской народной игры «Догонялки» с персонажами потешки-песенки—огуречиком и мышкой. С целью развития воображения вводится во вступительную часть занятия элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец»- папа, «огурчик»- мама, «огуречик»-сынок. Потешка подается в форме наставления старших младшим. И если фигурки огуречной семьи стилизованы, то мышке придаются реалистические черты.
Лэпбук развивает творческое мышление, мелкую моторику, речь; помогает детям лучше понять и запомнить информацию. Важным моментом при создании лэпбука является выбор темы, так как не все они подходят для детей раннего возраста ввиду своей сложности.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Сказки». А можно взять какую-нибудь конкретную сказку и в лэпбуке дать подробную информацию о ней.
При создании лепбука необходимо учесть:
• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
• долговечность (помните, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
Отдельно хочется напомнить о пальчиковых играх. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость—по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Этот факт должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
С помощью таких кукол ваши руки и ручки ваших воспитанников превратятся в смешных человечков или зверушек, которые могут разыгрывать забавные сценки, танцевать.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают шнуровка, расстегивание и застегивание пуговиц и т. п.
Результатом использования данных пособий является :
• Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.
• Развивается творческое мышление, любознательность, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
• Расширение представлений детей об окружающем мире.