АСМИК АЙВАЗЯН
Консультация для воспитателей «Говорящая среда « — инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА» - ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Публикация «Консультация для воспитателей „Говорящая среда „ — инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В чем же заключается цель «говорящей среды»?
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по
всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными
особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
Создать атмосферу эмоционального комфорта.
Создать условия для творческого самовыражения.
Создать условия для проявления познавательной активности детей.
Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
В группах следует организовать «Центры активности», которые обогащаются и наполняются в соответствии с выбранной темой проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации). Все создается детьми, их родителями и педагогами в процессе совместной работы. Такая «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой вклад в общее дело.
Признаки «говорящей среды»:
1. Наличие значимых для детей элементов: творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки, «Азбука проекта», «Книга открытий» и др.
2. Визуализация скрытых элементов среды. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать переполнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны.
Постоянно действующие элементы «говорящей среды»:
1. Информационная доска с названием реализуемого в данный момент проекта, «Лотос-план», иллюстрации.
2. Опорные (ключевые) слова реализуемого в данный момент проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются педагогами для развития предпосылок грамотности у детей.
3. Тематические карточки для образовательной деятельности в «Центрах активности». Например ребенок может рассматривать, закрашивать, штриховать, сравнивать, считать, копировать буквы и слова, обсуждать изображения с другими детьми. С помощью карточек можно на доступном уровне рассказать детям об изучаемой теме.
4. «Книга открытий». Каждая страница – это коллективная работа детей, на которой познавательная информация о проекте представлена в виде аппликаций, рисунков, фотографий и даже записанных текстов. «Авторская» позиция обладает большим мотивационным потенциалом, позволяет детям понимать смысл той деятельности, которой они занимаются.
5. «Азбука проекта» используется педагогами для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности. В «Азбуке проекта» дети рисуют (в младшем дошкольном возрасте) и пишут (в старшем дошкольном возрасте) буквы и опорные слова, соответствующие теме проекта. Работа над «Азбукой проекта» является добровольной, дети включаются в нее исходя из собственных потребностей и интересов.
6. Социологические опросы. При подготовке и реализации проекта педагогу важно понять, насколько тема интересна каждому ребенку. Соцопросы помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение.
Чем полезна «говорящая среда»:
1. Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное.
2. Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду.
3. Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми.