Надежда Александрова
Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является любимым видом деятельности дошкольников. Именно в игровой деятельности гендерные различия дошкольников проявляются наиболее ярко. Различия в содержании и характер игр детей разного пола столь существенны, что неоднократно отмечались психологами и педагогами прошлого и современности (Ж. Ж. Руссо, М. М. Рубинштейн, П. Ф. Каптерев, Ф. Кейра, Э. К. Столица, В. Штерн и др.). Например Ж. Ж. Руссо отмечал: «Мальчики любят бегать и шуметь, им нравятся барабаны, кубарь, тележки; девочки предпочитают то, что бросается в глаза и служит украшению: зеркала, дорогие украшения, лоскутки, но милее всего им куклы».
Публикация «Консультация для воспитателей „Гендерное воспитание дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На различие содержания игр мальчиков и девочек указывал П. Ф. Каптерев: «Девочки, как-то инстинктивно влекутся к играм мирным, тихим, не требующим очень большого напряжения сил и отличающихся хозяйственным и воспитательным содержанием (играют в посуду, любят стирать, мыть, одевать и раздевать кукол, баюкать и учить их). Мальчики же предпочитают игры с беганьем, прыганьем, борьбой, очень любят
что-нибудь резать, колоть, охотно любят птиц, страстно увлекаются военными упражнениями.
Анализ современных зарубежных и отечественных исследователей позволяет выделить особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляется очень рано. Уже в возрасте полутора-двух лет в ситуации свободного выбора игрушек дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола. В дальнейшем такое положение сохраняется и в реальной игровой деятельности, и в ситуации предполагаемого выбора: дети выбирают типичные для пола игрушки. Мальчики предпочитают машины, оружие, конструкторы, девочки больше всего привлекают куклы, игрушечная посуда. Интерес детей к типичным для пола игрушкам сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдаются некоторые изменения традиционного перечня игрушек для мальчиков и девочек, обусловленное особенностями современной жизни, влиянием средств массовой информации. Современные девочки особый интерес проявляют к кукле Барби с прилагающимися к ней разнообразными аксессуарами. Современные мальчики, помимо традиционных машин и оружия, выбирают для игр роботов, различные технические игрушки, а также игрушки, отражающие образы героев анимационных фильмов.
В детском саду для решения задач физического и психического развития детей, а также формирования личности ребенка возрастает роль создания предметно-развивающей среды.
Требования к организации, содержательная характеристика предметно-развивающей среды конкретизируются в программах ДОО, методических пособиях. Принцип учета половых различий детей в построении предметно-развивающей среды был обоснован в Концепции построения развивающей среды, разработанной в начале 90-х годов (В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др.) Принцип учета половых различий нацеливает педагогов на необходимость считаться со склонностями и интересами детей разного пола в организации среды. В дальнейшем требования к построению предметно-развивающей среды с учетом пола детей, «гендерно - ориентированной» среды были конкретизированы в работах Л. В. Коломийченко, О. П. Нагель, Н. Е. Татаринцевой, Т. Н. Дороновой и др.
Создание гендерно - ориентированной среды признано решать следующие задачи:
• Способствовать благоприятному процессу полоролевой социализации, становлению гендерной идентичности, формирование адекватной полу модели поведения, качеств мужественности и женственности;
• Способствовать повышению эффективности образовательного процесса, решению физического, познавательно-речевого, социально-личностного, эстетического развития детей.
Незаменимой школой полоролевой социализации является сюжетно-ролевая игра. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими и женскими образами, подражают модели их поведения. Ценность сюжетно-ролевых игр во многом определяется их воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Участие ребенка в играх, соответствующих его интересам, выполнение роли, свойственной полу, способствует воспитанию эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли (семейной, профессиональной, обогащению опыта полоролевого поведения, формировании способов взаимодействия мальчиков и девочек.
Можно выделить два основных направления в руководстве сюжетно-ролевыми играми с учетом специфики игровых интересов мальчиков и девочек:
Активизация сюжетно-ролевых игр в соответствии с игровыми интересами детей разного пола (игр героической тематики, отвечающих интересам мальчиков, игр семейно-бытовой тематики, отвечающих интересам девочек).
Развитие интереса детей к играм представителей другого пола и стимулирование совместных игр мальчиков и девочек.
Успешность решения задач полоролевого воспитания дошкольников в игровой деятельности обеспечивается использованием разнообразных приемов, направленных на формирование гендерных представлений, эмоционально положительного отношения к выполняемой роли, освоение соответствующей полу модели поведения.
Беседа о характере героев, изображаемого в игре, позволяет обратить внимание детей на гендерную специфику его образа, проявление им качеств мужественности (женственности, понять мотивы поступков героев, поддержать эмоционально-положительное отношение к нему, желание подражать. Беседа должна проходить в непринужденной форме.
Рассматривание картин. Художественно-графические произведения стимулируют развертывание игры по сюжету произведения, подсказывает новые образы, эпизоды, позы, действия персонажей, помогает правильно передать внешний вид игровых персонажей.
Обсуждение ролевого поведения детей, его соответствия характеру изображаемого персонажа. Особое внимание уделяется в игре качеств мужественности, женственности.
Поощрение проявления детьми качеств мужественности (рыцарское отношение к девочкам, женственности (забота о мальчиках, малышах) как в игре, так и в повседневной жизни.
Полоориентированное обращение воспитателя к ребенку позволяет детям идентифицировать свое «Я» с определенной социальной мужской и женской ролью. Мальчик-мужчина, рыцарь, джентльмен; девочка – дама, сударыня, принцесса.
Опора на традиционную гендерную символику в обращении с ребенком. Символы мальчиков: свобода и путешествия (ветер, горизонт, море, самолеты); враги (драконы, роботы); сила и борьба (меч, копье, лук); победа (флаг, горн). Символы девочек: материнство (куклы-невесты, детские коляски); женственность (воздушные шарики, принцессы); очаг и домашний уют (дом, стол, занавески); женская красота (цветы, украшения).
Организация совместных игр мальчиков и девочек способствует освоению полоролевой модели поведения, способов взаимодействия с представителями противоположного пола, формированию дружеских взаимоотношений. Особенно благоприятны совместные игры, в которых как мальчики, так и девочки имеют возможность проявлять свои мужские и женские качества.
Л. А. Арутюновой выделены приемы, помогающие привлечь мальчиков к совместной с девочками сюжетно-ролевым играм. К наиболее эффективным
приемам можно отнести: обращение педагога к мальчику с просьбой помочь девочке, которая уже играет, в выполнении каких либо действий (в уходе за детьми); подсказать ребенку действия на ушко; одобрение игр и игровых действий, в которых отражались семейные роли.
Литература:Л. В. Градусова Гендерная педагогика.