Алла Богданова
Консультация для воспитателей «Формы работы учителя-логопеда с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастно по-своему». Лев Толстой.
Не существует другого такого института, кроме института семьи.
За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы работы учителя-логопеда с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В ФГОС говорится, о том что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из важных требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Трудно переоценить значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Слабые педагогические знания современных родителей являются одним из негативных факторов, которые влекут за собой отстранённость и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
Благоприятное взаимодействие с семьями воспитанников необходимо осуществлять, как через использование традиционных форм работы с родителями, так и через поиск новых, более эффективных.
При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом
1. Формы работы.
На разных этапах коррекционно-педагогической работы следует осознанно подходить к выбору форм организации : групповых, подгрупповых и индивидуальных форм взаимодействия логопеда и родителей. Самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.
Сама проблема связи детского сада и семьи не нова, но сегодня она носит творческий характер через индивидуальный подход к семье и детям.
Концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за работой логопеда и знакомясь с ее специфическими особенностями, родителям охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в два раза.
Обучение родителей реализуется в следующих формах работы : тематические и индивидуальные консультациях, занятия в семейных клубах, библиотека для родителей, логопедическая гостиная, обучающие занятия, родительские собрания, совместное выполнение домашних логопедических заданий взрослыми и детьми, индивидуальные логопедические тетради, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, выставки детских работ, анкетирование, дни открытых дверей, информация в родительских уголках папках.
Благодаря этому родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами.
2. Консультативно- просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Одним из основных направлений работы учителя-логопеда ДОУ является систематическая консультативно- просветительская работа среди родителей по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в области развития речи ребенка.
Для того чтобы родители услышали логопеда, нужно научиться устанавли-вать с ними контакт. При этом следует помнить, что далеко не все они об-ладают высоким уровнем психолого-педагогической культуры, ответственно относятся к своей роли и готовы к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Поэтому необходимо ориентироваться на интересы и запросы родителей.
Информационно-аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о ребенке и его семье (общего и речевого развития, речевого окружения и т. п., их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением, учителем-логопедом. На этом этапе работы логопед внимательно изучает медицинскую карту ребенка рекомендации специалистов (кардиолога, невролога, психиатра, ортопеда если таковые есть. Затем выясняет у воспитателей течение адаптации ребенка к условиям детского сада особенности выполнения заданий на занятиях, уровень усвоения программного материала. Наблюдает за речевым общением ребенка с детьми группа его поведением и речью в игровой деятельности: оречевляет ли он игру или играет молча, заинтересован ли он в диалоге со сверстниками, смотрит в глаза собеседнику, когда разговаривает соблюдает ли правила диалога (очередность). Присутствует на занятии по развитию речи, что позволяет получать более полную картину уровня речевое развития ребенка. Важным моментом является обследование ребенка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития.
Итогом информационно-аналитического этапа консультативно-просветительской работы учителя-логопеда является постановка логопедического заключения и определение стратегии коррекционно-развивающей работы с ребенком.
После этого учитель-логопед приглашает родителей на беседу, и здесь главным является создание условий для делового общения с родителями.
Цель первой беседы — обмен мнениями по вопросу речевого развития ребенка, разъяснение родителям проблем и путей их решения.
Главное назначение консультаций в том, чтобы родители увидели трудности речевого развития ребенка и убедились в том, что в детском саду они могут получить поддержку и квалифицированный совет специалистов. Сегодня мы используем демократические принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей : общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Консультативная форма организации общения учителя-логопеда и родителей призвана выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению их взглядов на воспитание ребенка в семье, развивает педагогическую рефлексию — умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка,
Очень важно, чтобы содержание консультаций было доступно и понятно родительской аудитории, а материал соответствовал решению проблем развития речи маленького ребенка. Так, часто планируем консультации по теме «Игры на развитие слухового зрительного восприятия, внимания и памяти», поскольку такая необходимость возникает после подведения итогов обследования детей.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос самих родителей, оценочные листы, экспресс-диагностику, повторное обследование ребенка, учет активности родителей. Не менее важным является самоанализ со стороны логопедов. По-сле анализа и оценки работы логопеда с родителями ставятся задачи по со-вершенствованию дальнейшей работы на новый учебный год.
Тематика консультаций может быть разнообразной. Возьмем как пример: «К чтению через игры со звуками».
5. Логопедическая гостиная.
Задачи:
1. Приобщить родителей к плодотворному сотрудничеству, к совместной деятельности с детьми в домашних условиях на основе речевых заданий и игр, предложенных логопедом.
2. Закреплять у детей правильное произношение изучаемого звука в различных речевых структурах.
3. Совершенствовать функции фонематического восприятия.
4. Развивать навыки словоизменения, творческие способности.
Встречи в гостиной организуются раз в один два месяца и состоят из двух частей.
Первая часть представляет собой «логопедический практикум», где родители не только получают лаконичную информацию о том, над чем надо работать со своими детьми на данном этапе, но и учатся правильно делать артикуляционную, пальчиковую гимнастику, выполнять подготовленные логопедом индивидуальные задания, речевые игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, для расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи.
Вторая часть – «творческая лаборатория», включает тематические конкурсы, соревнования, путешествия, и т. п.
За две – три недели до встречи в гостиной родителям раздаются приглашения на необычный вечер, в котором указываются дата, время и место его проведения, а так же темы второй части встречи. Например: «Путешествие в страну самоделкина» (поделки из природного и бросового материалов, изготовление украшения из бисера и т. п., «Игра за дружным столом» (настольно-печатные игры по теме вечера, пазлы, домино, лото).
Анкетирование родителей.
Успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семей воспитанников.
Совершенствование системы организации работы логопеда с семьей ребенка, имеющего проблемы в речевом развитии, - одна из важнейших задач.
Особое внимание уделяется анкетированию семей. Анкетирование родителей показывает, что они не в достаточной степени имеют представления о проблемах своего ребенка и не так часто занимаются с ним. Хотя желание быть равноправным партнером логопеда в коррекционно-образовательном процессе у многих опрошенных имеется. Понятие “взаимодействие” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.
Метод - (от греческого methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
На открытом занятии в середине учебного года родители увидят достижения детей и смогут овладеть практическими приёмами работы с ребёнком.
Все консультации, проводимые в теченииучебного года дублируются в виде компьютерных презентаций. Видеотека содержит фрагменты занятий с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.
Задачей заключительного этапа, который проходит в мае, является анализом эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Преимущество новых форм взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды». А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с логопедом, но надо работать так, чтобы они понимали: педагог хочет помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов. Я хочу привести пример нетрадиционной формы работы по развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса с применением биоэнергопластики.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа в системе биоэнергопластики
- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Работа планируется с учетом интересов родителей по результатам анкетирования и опросов на родительских собраниях. Анкетные опросы построены на принципах сотрудничества с семьями, предполагающих:
• Выявление проблем;
• Индивидуально-дифференцированный подход;
• Систематичность и последовательность работы;
• Доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей;
• Уважение норм и ценностей семьи.
Иннввационные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей у учителя- логопеда даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
• Родители не слышат недостатков речи своих детей;
• Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Именно в детском саду ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, в нашем учреждении эффективно используются такие формы работы :
Родительские собрания.
Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Необходимо акцентировать внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.
Мастер классы для родителей по ознакомлению органов артикуляционного аппарата.
Родителям предлагается перед зеркалом выполнять основные артикуляционные упражнения, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребёнка. Поэтому им потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребёнком домашнего задания.
Содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.
Домашние тетради по автоматизации звуков.
Позволяют в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в самостоятельную жизнь.
Консультирование по запросам родителей.
Включает в себя: констатацию динамики речевого развития, (с чем он справился, что ещё вызывает трудности, обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.
День открытых дверей.
Родителям предлагается посетить занятие логопеда, где ребёнок демонстрирует свои знания, умения и навыки, приобретённые за время обучения на логопункте.
Праздники и развлечения совместно с родителями.
В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.
Проектировочная деятельность.
Когда звук у ребёнка автоматизирован в слогах, словах и предложениях предлагаю родителям совместно со своим ребёнком изготовить букву из природного материала и сочинить сказку о букве. У детей с тяжёлыми нарушениями речи наряду с несформированностью всех компонентов нарушены внимание и словесно-логическое мышление, а это в свою очередь ведёт к трудностям овладения связной речью. Именно этот метод работы облегчает процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.
Уголок для родителей.
Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии "В кабинете логопеда" (которые периодически обновляются, как позаниматься дома по лексической теме и т. д.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
С целью повышения интереса родителей к работе учителя-логопеда и ознакомления их с некоторыми методами и приемами развития речи, в конце учебного года в нашей группе проводится родительское собрание в форме игры «Что? Где? Когда?», где соревнуются команды детей и родителей.
К наглядным формам работы относятся :
Речевой уголок. Он отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми. В нашей группе создан речевой уголок под название «Логопед советует». Здесь родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Играем дома” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. Здесь представляются работы воспитанников и их родителей по заданной тематике. Например: «Подарки осень», «Новогодний вернисаж», «Страна звуков», «Как умелые ручки язычку помогли» и др.
К практическим формам работы можно отнести :
Открытые занятия. Позволяют родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми, увидеть уровень успеваемости своего ребенка, в сравнении с другими детьми.
День открытых дверей позволяет родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности, поближе познакомиться с распорядком дня и правилами дошкольного учреждения.
Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Примером практической формы работы с родителями в дошкольном учреждении выступает организация родительских клубов : «Клуб заботливых родителей», «Мамочкина школа», «Школа будущих первоклассников».
В клубе можно осуществлять различные групповые формы работы с родителями : мастер - классы для родителей, анкетирование, тематические консультации, родительские собрания с просмотром фрагментов занятий.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних занятий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.