Лысикова Юлия
Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями воспитанников старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника. Семья – важнейший институт социализации детей. Она - первое и основное звено, которое связывает жизнь ребенка с окружающей средой, помогает ему устанавливать связь с окружающим миром.
Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы работы с родителями воспитанников старшей группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Форма (латинское слово forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы работы с родителями можно разделить на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам работы с родителями относятся следующие :
- Уже ставшие традиционными родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.
При подготовке к собранию можно использовать анкетирование; изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т. д.); изготовление памяток с советами на тему собрания. Это может быть подготовка различных конкурсов, выставок; запись на магнитофон ответов детей по теме собрания;подготовка плакатов по теме собрания и т. д.
Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Интересной формой работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить н Должны найти место в работе с родителями : домашние педсоветы, лектории, устные журналы, дни открытых дверей, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы и т. д.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Можно использовать в работе с родителями и индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ : детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т. д. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной в кругу семьи», «Моя мама», «Мой папа»и т. д.
Ну и, конечно, целесообразно использовать ставшие традиционными папки–передвижки, рекламные и информационные стенды в группах.
В последнее время все больше находят применение такие нетрадиционные формы работы с родителями, как творческие мастерские, круглые столы, КВН, семейные посиделки, организация всевозможных конкурсов, семейных клубов и т. д.
Каждый педагог выбирает для себя сам наиболее интересные и доступные формы работы с родителями. Главное, чтобы эта деятельность позитивно отражалась на взаимоотношениях детского сада и семьи воспитанников, а также позволяла конструктивно решать вопросы воспитания, организационные вопросы. Повышала заинтересованность сторон в вопросах образовательного процесса.