АННА ЧИЛИКОВА
Педагогический опыт «Использование ИКТ для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно - коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Современное образование предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.
Следует выделить недостаточное использование разнообразных методов и приемов для успешного развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности, способствующие познавательному развитию ребенка.
Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.
Таким образом, актуальность использования ИКТ очевидна.
Это и определило выбор темы работы.
Теоретическая база опыта.
В периодической печати уже на протяжении нескольких лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
В основу использования компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальериным, Д. Б. Элькониным и др.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)
В своей работе я использую :
1. Королева Н. Л., Мещерякова Л. А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2009. Т. 16. № 1. С. 264-265.
2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кН. Кн. 2: Психология образования. М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2005. – 608с.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000
6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
7. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
8. Сайт Ресурсы образования, статья Л. А. Соловьевой, «Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями.
Задачи: -побудить аудиторию педагогов к широкому использованию ИКТ в деятельности в ДОУ;
- показать практическую значимость информационно-коммуникационных технологий для организации работы с детьми дошкольного возраста;
- развивать творческий потенциал педагогов;
-способствовать формированию умения использовать ИКТ в работе с детьми.
- прививать педагогам интерес к ИКТ как к источнику учебной информации, как средство подготовки текстов, оформления наглядных пособий, выступлений;
- убедить педагогов в важности использования ИКТ.
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.
Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,
Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.
Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства
- согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Анализ результативности.
Результатами моей работы считаю:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, в том числе познавательных, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Высокая стоимость оборудования и лицензионных программ, необходимых для данной работы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт адресован педагогам дошкольных организаций и родителям дошкольников.