Белозерова Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно — ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2»
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно – ролевую игру»
Приготовила: воспитатель 1 кв. категории
Белозерова Марина Сергеевна
Тогучин, 2019 год
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно — ролевую игру“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.
Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Для дошкольного возраста проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Но возникает противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.
Решая данное противоречие, основной акцент сделан на игровую деятельность. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.
Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры, как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.
Игра – особая форма общественной жизни дошкольников, в которой
они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. В процессе игровой деятельности развивается активное речевое общение детей, расширяется и обогащается словарный запас.
Сюжетно – ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.
Со временем ребенок все больше усложняет умственное построение, укрепляется связь с реальностью, его игры становятся более интересными и многогранными, включают все больше элементов фантазирования, творчества, изобретательской деятельности.
Именно эти игры шаг за шагом подготавливают ребенка к взрослой жизни.
Сюжетно-ролевая игра, а так же игровые ситуации, организуемые в рамках игры, дают возможность ребенку проиграть различные ситуации, закрепить правила безопасного поведения, возможность «переиграть», если совершил ошибку.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.
• Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью ознакомления детей с социальной значимостью профессии, системой присущих им действий (например, инспектор ГИБДД):
демонстрация способов профессиональных действий одного взрослого относительно другого взрослого;
показ способов профессиональных действий взрослого, направленных, на какой либо предмет.
• Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей с целью обучения детей принятию игровой роли:
побуждение ребенка принять роль взрослого через создание проблемной ситуации;
поощрение детей, которые уже обозначили свои роли атрибутами, но еще не готовы выполнять соответствующие игровые действия;
эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.
• Принятие взрослым параллельной роли с целью обогащения ролевого поведения (например, пожарный).
• Введение в игру ребенка новых атрибутов (копий реальных предметов, предметов заместителей) с целью обогащения его ролевого поведения:
- рассказ воспитателя «О том, как я играла в детстве»;
- предложение новых атрибутов непосредственно во время игры;
- принятие воспитателем главной роли в игре на себя.
• Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно, которая будет способствовать появлению у ребенка желания играть вместе с другими детьми.
Сюжетно-ролевая игра позволяет «проиграть» опасные жизненные ситуации и в то же время охватить несколько основных аспектов:
Первый из них познавательный, то есть, играя, ребенок получает новые знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную ситуацию.
Второй — воспитательный. В процессе игры демонстрируются разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему миру следует доверять, не забывая о безопасности.
Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании соответствующих опасным ситуациям моделей поведения.
Безусловно, благородная цель — безопасность детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, может быть достигнута только совместными стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время игры в детском саду, должны быть закреплены родителями в семье.
Сюжетно-ролевая игра – это не изолированный вид деятельности. Она тесно связана с другими видами деятельности по следующим направлениям: социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
О каких правилах безопасности можно поиграть с детьми в соответствии с их возрастными особенностями:
Младший возраст:
I «Безопасность в доме».
Закреплять правила безопасного поведения:
- опасно трогать колющие и режущие предметы, разбитую посуду;
- опасно брать и зажигать спички;
- опасно употреблять лекарственные препараты и трогать бытовую химию;
- опасно вставлять металлические предметы в розетку;
- опасно заходить в лифт без взрослого;
- опасно самому открывать дверь.
ІІ «Транспорт».
Закрепить правила безопасного поведения пешехода на дороге.
Закреплять правила безопасного поведения во дворе, катание на велосипеде.
Закрепить правила поведения в транспорте.
III «Природа».
Закреплять правила безопасного поведения:
- опасно дразнить животных;
- опасно собирать незнакомые растения.
Закрепить правила поведения на водоемах в летний и зимний период.
IV «Опасности в социуме».
Закреплять правила безопасного поведения:
- опасно брать угощение от незнакомых людей;
- опасно идти с незнакомыми людьми;
- опасно открывать незнакомые пакеты, сумки, брать игрушки вне дома.
Средний дошкольный возраст
I «Безопасность в доме».
Закреплять:
- правила пожарной безопасности;
- правила пользования электроприборами;
- безопасному обращению с колющими и режущими предметами;
- безопасному обращению с водой;
- правила безопасного обращения с лекарственными препаратами, с
бытовой химией;
- правила безопасного поведения пользования лифтом.
II «Транспорт».
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения пешехода.
Закрепить правила поведения в транспорте.
III «Природа».
Закрепить умение отличать съедобные грибы от ядовитых грибов.
Закрепить правила безопасного поведения с животными, птицами.
Закрепить правила поведения на водоемах в летний и зимний период.
IV «Опасность в социуме».
Упражнять в правилах безопасного поведения с незнакомыми взрослыми
(отказывать в просьбе пойти с ними куда-либо, брать сладости).
Закрепить умение любым возможным способом привлечь к себе внимание прохожих (кричать, звать на помощь, кричать «чужой», пытаться вырваться).
Старший дошкольный возраст
I раздел «Безопасность в доме»
Закрепить правила безопасного поведения:
- пользования горячей водой;
- лекарственными препаратами и бытовой химией;
- в ситуации с нахождением на балконе и с открытым окном;
-с незнакомыми людьми, если они звонят в дверь, звонят по телефону;
Закрепить:
- правила пожарной безопасности;
- правила обращения с электроприборами;
-правила пользования лифтом.
II «Транспорт».
Учить:
- называть некоторые дорожные знаки (пешеходный переход, пункт медицинской помощи, телефон);
- правилам безопасного поведения на железнодорожных путях;
- правилам пользования общественным транспортом (опасно бежать через дорогу, всегда уступать место пассажирам с маленькими детьми, пожилым и больным людям и т. д.).
- правилам поведения во дворе (играть только в специально отведенных местах, помнить о том, что во дворе тоже ездят машины).
Воспитывать осторожность, осмотрительность в отсутствии близких взрослых.
III Опасности в природе»
Закрепить правила безопасного поведения с животными:
- опасно кричать и угрожать палкой бездомным собакам;
- опасно гладить без разрешения хозяина собаку или кошку;
Закрепить правила безопасного поведения на воде во время купания летом, на льду – зимой.
Закрепить правила безопасности при сборе грибов и ягод.
IV «Опасности в социуме».
Закрепить правила безопасного поведения в ситуациях с:
- незнакомыми людьми, уметь вежливо отказаться от угощения, предложенного чужим человеком, или пойти с ним куда-либо.
Закрепить умение позвать на помощь.
Закрепить правила безопасного поведения в ситуациях с незнакомыми предметами вне дома (опасно заглядывать, а тем более брать с собой оставленные кем- то сумки, пакеты, игрушки).
Закрепить правила поведения в ситуации, если ты потерялся.
Закрепить названия телефонов специальных служб (02, 03, 01, 04).
Сюжетно- ролевая игра по правилам пожарной безопасности во второй младшей группе «Как Маша и Медведь устроили пожар в доме».
Задачи: Формируем первоначальные представления об огне. Помогаем детям на практике усвоить правило: детям нельзя брать спички и зажигалки и играть с ними в доме. В практической ситуации выясняем правильные действия в случае возникновения пожара.
Содержание деятельности: После сна к детям в гости пришли герои любимого мультфильма «Маша и Медведь». Они пригласили ребят в гости. Машенька решила напоить детей чаем. Она взяла спички и без разрешения Мишки стала разжигать огонь в печке. Спичка упала на ковер и он загорелся. Машенька испугалась, а дети вместе с воспитателем помогли потушить пожар, а потом успокоили ее и Мишку. Так через игру малыши поняли, что детям нельзя брать спички. Это может привести к беде.
Запомнить всем необходимо - в пожарах гибнут часто лишь от дыма!
Мокрую тряпочку к носу прижми и поскорее из дома беги!
Знает каждый гражданин пожарный номер - 01!
Если вдруг пожар случится, этот номер набирайте и пожарных вызывайте!
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» для 1 младшей группы
Программное содержание:
1. Знакомство с профессией – Спасатель (пожарный)
2. Активизация в речи детей слов: пожарный, тушить,.
3. Познакомить детей с пожарной машиной.
4. Воспитывать интерес к профессии пожарный.
Предварительная работа:
Чтение с детьми стихотворения «Кошкин дом».
Материал: фонограмма со стихотворением «Кошкин дом», клаксон для имитации сигнала машины, картина с изображением пожарного, пожарная машина, домик.
Ход игры:
Включить фонограмму со сказкой «Кошкин дом»
Дать детям ее прослушать. Воспитатель спрашивает у детей.
- Ребятки, что случилось в сказке? – загорелся дом.
- А у кого дом загорелся? – У кошки.
- Скажите, а вы, знаете, кто спасает домики от пожара? – нет.
- А я вам сейчас расскажу, (показываю картинку с изображением пожарного).
Дети вместе с воспитателем повторяют слово «пожарный». Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение.
- Сейчас я вам прочту сказку «Кошкин дом», а вы внимательно послушайте:
«Тили бом! Тили бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка - с листом,
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!»
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? – У кошки загорел дом!
- Правильно! Молодцы!
- А что нужно сделать! – потушить.
-Вот сейчас я предлагаю поиграть в пожарных (спасателей, будем спасать кошкин дом.
Раздается гудок клаксона.
- Кто это сигналит нам? – Машина.
- Давайте посмотрим, что это за машина и что она нам привезла?
Воспитатель вносит в группу машину и картинку с изображением пожарного. Предлагает детям рассмотреть ее.
- Посмотрите, пожарный просит нас помочь потушить кошкин дом.
- Поможем? - Да.
- За руль!
Воспитатель показывает детям, как нужно тушить пожар.
Дети вместе с воспитателями тушат дом. Когда все потушили воспитатель от имени пожарного и кошки говорит ребятам «СПАСИБО».
Сюжетно ролевые игры: «Мы - пожарные»
Предварительная работа: беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «пожар», рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»).
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, разучивание пословиц об огне и воде, беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне, дидактические игры по пожарной безопасности.
Цель: развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.
Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т. д.) ,предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т. д., телефон, набор игрушек «Мы – пожарные», игровой уголок, обустроенный детской и кукольной мебелью.
Сюжетно – ролевая игра «Помоги кукле Кате»
Цель: с помощью игровых приемов продолжать развивать у детей интерес к игровым действиям сверстника: помогать играть рядом, не мешать друг другу. Формировать: а) начальные навыки ролевого поведения, б) связную речь, внимание, память.
Атрибуты: накидки - плащи пожарников, руль, пожарный шланг
Ход игры:
Орг. момент: педагог предлагает детям ситуацию: "У куклы Кати, мама ушла на работу. А Катя осталась одна дома и решила поиграть, пришла она на кухню и увидела спички. Взяла кукла спички и начала чиркать ими, это очень нравилось Кате, и она громко смеялась. Но вдруг, одна спичка зажглась, Катя испугалась и бросила эту спичку на пол. Загорелся ковер… бедная Катя бегала по комнате и не знала, что ей делать…"
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? Давайте, поможем затушить огонь Кате. Распределение ролей (пожарные, водители). Обыгрывание ситуации.
Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил противопожарной безопасности «Кошкин дом»
ЦЕЛЬ: продолжать развивать выполнять в игре несколько взаимодействий (едем на автобусе, дарим подарки, тушим пожар, лечим пострадавших); учить детей через созданные ситуации управлять своими эмоциями, умению владеть собой в экстренных ситуациях; развивать связную речь через общение в игре, активизировать в речи детей глагольный словарь; название и назначение посуды; воспитывать гостеприимство, культуру поведения в транспорте, в гостях.
Оборудование: автобус, кукольная посуда, пожарная машина, вертолет, скорая помощь, кошка – мягкая игрушка.
Возраст участников: 4-6 лет
Сюжетно-ролевая театрализованная игра по обучению противопожарной безопасности «Спички детям не игрушка!»
Цель: формирование у детей ответственного отношения к противопожарной безопасности. Закрепление знаний правил противопожарной безопасности; в игровой форме показать к чему приводит беспечность игры со спичками; развивать игровые навыки и театрализованные способности.
Оборудование: театральные маски 2 лесных животных, костюм огня и пожарного; бутафорские спички, костёр и огнетушитель, телефон.
Возраст участников: 4-7 лет
Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил поведения в чрезвычайных ситуациях «МЧС»
ЦЕЛЬ: знакомство с работой спасателей; закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, поведения в экстремальных ситуациях.
Оборудование: автомобили, накидки (атрибуты) с аппликациями машин: скорая помощь, пожарная машина, милиция, макеты огнетушителей, шапка пожарного, шланг для тушения пожара, сумка с набором инструментов спасателя, сумка с набором медицинского оборудования, рация, носилки, жезл, макет светофора, дорожные знаки, телефон, фотоаппарат.
Возраст участников: 5-7 лет
Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения
«Правила поведения на дороге»
ЦЕЛЬ: закреплять знания о правилах дорожного движения, о разных видах наземного транспорта, расширять знания о профессиях участников дорожного движения, о сигналах светофора, о поведении на улице всех участников дорожного движения.
Оборудование: различные виды автомобилей, настольное панно, макеты различных зданий, фигурки людей, набор дорожных знаков.
Возраст участников: 5-6 лет
Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения «В стране дорожных знаков»
ЦЕЛЬ: закреплять знания о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, о разных видах наземного транспорта, моделирование различных ситуаций с дорожными знаками.
Оборудование: автомобили, напольное панно, макеты различных зданий, фигурки людей.
Возраст участников: 6-7 лет
Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения «Улица»
ЦЕЛЬ: развивать умение двигаться в заданном темпе и направлении, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию дорожного движения. Закреплять знания о дорожных знаках и их назначении, о сигналах светофора, поведении на улице. Знакомить с работой регулировщика дорожного движения. Воспитывать навыки коллективной игры.
Оборудование: игровая площадка на участке детского сада, нагрудные машины (игрушки) – наземный транспорт, рули, светофор, дорожные знаки, жезл.
Возраст участников: 5-7 лет.