Любовь Николаевна Шаронова
Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор для маленьких“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Детский фольклор – это соединение традиций и новизны, это начало всех начал для ребенка. Именно с детства закладываются основы личности человека, именно ясельная группа – начало дошкольного пути ребенка, и от этого первого знакомства с детским садом зависит, как сложится весь дошкольный период, каким вырастет малыш. Фольклор, предназначенный для маленьких, необходим не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу и веру в красоту, силу, ум. Эти маленькие народные произведения пронизаны светом любви к ребенку.
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, восходом солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Как прекрасно если есть те, кто наполняет жизнь ребенка светом добра и лаской, раскрашивает детскую жизнь всеми цветами радуги, духовно обогащает среду, в которой растет ребенок. Что же может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово. Передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. Звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, поговорки.
Фольклор в переводе с английского народная мудрость. Фольклор для детей – это разновидность фольклора для самых маленьких, он соединяет в себе песни, игры, небольшие стихотворные формы.
История и народность – приоритет фольклорного жанра. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Прибаутки, потешки, побасенки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Но главная их особенность – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек, вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Особую роль в развитии детей ясельного возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
- обогащение словаря
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики.
Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. И вот почему. Во-первых, в потешках действуют один или два персонажа, во-вторых, раскрывает характер героя: лиса – хитрая, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т. п.
Потешки различны, могут быть направлены на различные познавательные цели:
• отражающие элементы народного быта (Ладушки, ладушки);
• ознакомляющие с домашними и дикими животными (Пошел котик на торжок., Лиса по лесу ходила);
• олицетворяющие природу (Радуга-дуга, Травка-муравка со сна поднялась.);
• раскрывающие нравственно-этические категории (Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин).
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“ Ладушки”, “ Идет коза рогатая”, “ Поехали - поехали”, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период очень важно использовать различные потешки, например:
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Димочка - хороший! Димочка- пригожий!
Вот проснулся петушок, Встала курочка, Просыпайся, мой, дружок, Подымайся, Юрочка!
Доброе утро, заинька мой. Доброе утро Алешенька дорогой. Я Алешеньку люблю, Ему песенку спою:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Алешенька хороший, Алешенька пригожий.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда делают утреннюю гимнастику:
Ходьба по кругу:
Малышы-крепыши
Вышли на площадку
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
во время умывания (ласковые поговорки) :
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
Или:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Или:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Водичка, водичка,
Умой мое личико …
Чистая водичка,
Умоет Саше личико
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
во время еды:
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда
Не осталось и следа.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол,
Бери ложку, бери хлеб
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Быстрее вырасти хотим.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Простота и мелодичность звучания потешек, помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры.
Хотелось бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
во время игр с игрушками:
Мы с игрушками играть
Любим очень дружно.
Знаем мы, что убирать
Их на место нужно.
По шоссе бегут машины,
в темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут,
в дальний путь они зовут.
во время кормления куклы, расчесывания или укладывания ее спать.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
Как известно дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, ребенку становятся доступны знания об окружающем мире, взаимоотношении людей.
Я считаю, что сказка не только интересное, приятное и доступное ребенку занятие, а еще она очень существенно развивает все стороны личности. Сказочный мир учит детей сравнивать, сопереживать, помогает формировать поведение в общении, развивает воображение, фантазию, мышление, внимание, память и связную речь ребёнка. У детей формируется понимание внутреннего мира людей, способ снятия тревожности и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его развивающейся личности. Ребенок, которому с раннего детства читают сказки, быстрее начинает говорить.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задача воспитателя - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гумманизма человека ко всему живому.
Фольклорные произведения учат детей понимать “ доброе” и “ злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. В потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Они помогают воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности, и в НОД.
Пальчиковые игры разработанные на фольклорном материале максимально полезны и очень важны в развитии малыша. Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь, поэтому гармонизация действий тела способствует формированию правильного произношения. Художественный мир потешек, народных песен построен по законам красоты, они содержательны, увлекательны по своему дидактическому наполнению. Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
(Пальцы сжаты в кулачок)
Пальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж уснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
И при подготовке детей ко сну, тоже важно использование потешек:
Вот и люди спят.
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят, всему миру спать велят.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Машу усыплять:
“ Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай”.
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Также важно подобрать потешки для подъема детей после сна. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой:
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись.
Вправо, влево повернулись
(подтягивания, повороты).
Приподняли мы головку (приподнимание)
Кулачки сжимаем ловко. (сжимание- разжимание кистей).
Ножки начали плясать,
Не желаем больше спать.
Важно использование потешек, которые заставляют детей двигаться, например:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет!
Встань, малыш еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ - топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом! Топ – топ!
Припевки, потешки, прибаутки, байки дети должны слышать с самого раннего возраста. Воспитатель, работающий с детьми ясельного возраста, обязательно должен их использовать, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Они способствуют созданию положительного эмоционального настроя, воспитания и развитию гуманных чувств, развитию разговорной речи.