Татьяна Солодухина
Консультация для родителей «Детский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Детский фольклор»
«Детский фольклор – начало начал для ребенка. Он развивает его сообразительность. Умение внимательно слушать и даже четко выговаривать слова. Когда малыш подрастет, он не пройдет мимо великой русской культуры, импульс к познанию которой он получил в самом раннем детстве» -Р. В. Триндицкая
Публикация «Консультация для родителей „Детский фольклор“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до 5 лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевают средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей,человеческих отношений.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; когда подрастет, начинает приобщаться к народному опыту, народной мудрости, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка….)
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал много игровых песенок, благодаря которым взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык песенок. потешек богат звуковыми сопоставлениями, которые помогают уловить их различия.
(пальчик – мальчик (ел –пел, (наша Маша). Дети начинают подражать взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительности, образности.
Кроме этого они оказывают и нравственное влияние – побуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду
.Не менее разнообразен и сказочный фонд.
Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (Курочка Ряба», «Репка») и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»)
Сказка для детей – это самый популярный жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.
Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи и мышления детей Сказка - это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок. От строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от слушателя напряжения всех душевных сил.
За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
Сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природы со времен глубокой древности. Среди многих жанров устной прозы сказка занимает особое место
. Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует. Сказки делятся на три группы: о животных, волшебные и бытовые.
В сказках о животных действуют животные, а подразумеваются черты человека. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Более старшие дети подмечают оттенки в поведении и характере персонажей. Они по новому оценивают дружную работу животных в сказке «Зимовье», ярче оттеняют доброту и отзывчивость Маши из сказки «Гуси – лебеди». В призведениях К. И. Чуковского, поэта – сказочника, творчество которого близко к народному, захватывая воображение ребенка то со стремительным развитием событий («Мойдодыр», «Муха-цокотуха», то фантастичность происходящего («Айболит», «Путаница») Чуковский умеет восхищенно рассказывать о доброте, смелости и других душевных качеств, высмеять недостатки, обнажить такие черты характера, как трусливость, равнодушие. Так гости Мухи – цокотухи разбегаются во все стороны. Просьбы Мухи их не трогают, а побеждает маленький бесстрашный комарик. Как отвратительна трусость и прекрасна смелость!
Детские сказки затрагивают социальные и этнические проблемы.
Сказка для ребенка имеет большое познавательное значение. Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
- подготовка к восприятию сказки
- чтение сказки
-обмен мнением о прочитанном
- чтение по частям и их разбор
- подготовка к рассказыванию
- беседа обобщающая
- подведение итогов
Важна в сказке интонация, выражение
Как хорошо., что сказка по – прежнему жива!
Сказка полна сил, мудрости доброты и серьезно учит нас уму- разуму.
Солодухина Татьяна Васильевна
«Детский фольклор в жизни ребенка»
г. Владимир МБДОУ детский сад №102
Г. Владимир МБДОУ детский сад №102