Наталья Богачева
Консультация «Художественно-эстетическое развитие маленьких детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка — это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины, снега, песка. На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы для детского творчества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом — влажный песок. Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.
Публикация «Консультация „Художественно-эстетическое развитие маленьких детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако в работе с маленькими детьми можно использовать все разнообразие пластичных материалов не сразу. В начале занятий лепкой малыши часто боятся испачкать руки глиной, им не нравится, что тесто липнет к рукам, а пластилин забивается под ногти. Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин, при этом пластилину уделяется больше внимания. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.
Волшебный мир пластилина знаком каждому из нас со времен детства. Современные технологии позволили усовершенствовать этот материал — пластилин стал более мягким и эластичным, приобрел чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых. Другие материалы можно начинать использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.
Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать материалы по столу и по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям.
Но, несмотря на все описанные выше трудности, на занятиях с малышами не следует отказываться от работы с пластичными материалами.
Следует внимательно и осознанно относиться к дальней шей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей, не бойтесь их перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Организуйте выставку детских работ и регулярно обновляйте ее. Следите за соблюдением «мер безопасности» — не позволяйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. Для этого необходимо организовать место для занятия: поставьте стол там, где нет коврового покрытия, застелите его клеенкой. На занятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятия уберите пластилин в недоступное для них место.
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего умственного развития дошкольника. Отмечено, что, конструируя, он учится не только различать внешние качества предмета, образца, но, и формирует познавательные и практические действия, т. е. конструирование раскрывает большие возможности для сенсорного воспитания. Помимо зрительного восприятия качества предмета дети реально разбирают образец на детали, а затем собирают их в модель; в своих действиях они осуществляют и анализ, и синтез. В процессе конструирования создается предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению (З. В. Лиштван).
Конструирование как один из видов деятельности используется при работе с детьми уже на первом году жизни. На протяжении всего раннего возраста планируются занятия по конструированию из строительного материала. Разнообразие последнего, а также время, отводимое на занятие, количество присутствующих детей зависят от возраста, новизны темы и уровня сформированности конструктивных умений ребенка. На занятиях у детей раннего возраста используются цветные кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы.
«Держа в руках скрипку (карандаш, кисть,фломастер) - можно смело продолжить человек не способен совершить плохого. Так гласит старинная украинская мудрость. Мы верим: зло и подлинная красота несовместимы. А значит наша обязанность как можно раньше приобщить ребёнка к красоте, ибо, как считал великий российский педагог В. Сухомлинский, «Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания».
«Если ребёнок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы полюбоваться её красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости других людей, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». (В. Сухомлинский).