Запоточная Ирина
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики у детей происходит только в дошкольном возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет.
Установлено, что уровень развития психических процессов в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Развитие мелкой моторики у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Как же рука изучает, обследует предметы? (с предметом)
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности.
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы.
4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание, поглаживание даёт возможность определить свойства поверхности.
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
Различают гипертонус и гипотонус мышщ руки.
Для устранения гипертонуса необходимо, прежде всего, снять излишнее напряжение. Хорошим средством является массаж.
Массаж начинаем с поглаживания рук тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за руки чуть повыше запястья и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Заканчивать массаж следует плавным поглаживанием.
Можно обучить детей приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкие орехи, шишки, мячик – ежик, прищепки, массажер су-джок.
При гипотонусе мышц проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений.
Упражнения для развития мелкой моторики рук :
1. Выкладывание ниток по контуру. Шерстяную нить выкладывают по силуэтному трафарету (цветок, рыбка, домик, геометрические фигуры, цифры, контуры предметов по замыслу, сюжетные картинки, цветные клубочки ниток для перематывания.
2. Создание картин из ниток – мелкое их нарезать и приклеить к трафарету.
3. Игры со шнурками. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т. к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.
4. Плетение разноцветными бумажными полосками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.
5. Выкладывание из счетных палочек. Помогает детям не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы.
9. Рисование по трафаретам. Развивает руку ребенка, готовит к обучению письму.
10. Обрывание из бумаги геометрических форм. Дети создают «овощи» из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» - из зеленого прямоугольника, «морковь» - из оранжевого треугольника)
11. Выгибание из проволоки геометрических фигур и создание различных форм (человека, птицы, животного и т. д.)
12. Собирание разрезных картинок. Развитие мыслительной деятельности (у детей создается связь «глаз – рука»)
13. Работа с различной крупой. Например, игра «Сухой Бассейн». Варианты заданий: «Найди на ощупь» (только насекомых, «Найди и разложи»(ребенок находит в бассейне игрушки и раскладывает их по группам). Рисование на манке, сортировка гороха, фасоли.
14. Нанизывание. Дети нанизывают все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п., составляют бусы из картонных кружочков, сердечек.
15. «Картина ощущений». Закрыв глаза, ребенок проводит пальчиком по материалам картины и рассказывает о своих ощущениях: гладкий, шершавый, холодный теплый, мелкий, крупный и др. С помощью картины можно закрепить основные цвета :зеленый, красный, синий, желтый. Закрепить геометрические фигуры.
16. Игры с пластиковыми крышками. С их помощью можно подобрать разнообразие цветов и закреплять их; изготовить несложные дидактические игры («Разноцветные бусы», «Дорисуй картинки при помощи пробок», «Цветочки», «Кто быстрее соберет», «Озорная гусеница»).
17. Работа со штампами. упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью).
Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь поможет добиться хороших результатов.