оксана порошина
Консультация для воспитателей ДОО «Значение, цель и задачи патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение, цель и задачи патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Педагогическая работа воспитателя ДОО по патриотическому воспитанию
1. Значение и цель патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Значение, цель и задачи патриотического воспитания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Понятие патриотизм очень многогранно, его сущность в самом понятии «патриотизм» (от греческого patris –родина) и включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа».
Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые и она по умолчанию является основополагающей в общественном сознании.
Для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее.
Патриотизм –это любовь к Родине –большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом – значит ощущать себя
Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание –это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России,
Патриотическое воспитание –это, прежде всего, процесс влияния и воздействия на психологию личности, коллектива и общества в целом. Воспитатель детского сада обязан знать психологию детей дошкольного возраста и осуществлять патриотическое воспитание ребёнка, всего детского коллектива, при этом важно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей.
Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
2. Проблемы патриотического воспитания детей в настоящее время.
В настоящее время существует ряд проблем, которые связаны с патриотическим воспитанием детей.
1. Недостаточный уровнь патриотизма у детей по всем трем его компонентам: когнитивному (представления и понятия ребенка о своей стране, месте своего проживания; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах, эмоциональному (способность проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям) и поведенческому (сформированные умения заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки).
2. Недостаточный уровень педагогов ДОО в сфере профессиональных знаний, умений и навыков по патриотическому воспитанию детей. При этом воспитатели детского сада хорошо осознают необходимость такой работы, испытывают потребность в изучении накопленного опыта работы по данной проблеме, нуждаются в методической и консультативной помощи для проведения воспитательных мероприятий, привлечении к сотрудничеству родителей.
3. Слабая и неэффективная организация взаимодействия и тесного сотрудничества педагогов детского сада с родителями воспитанников.
С учетом вышеизложенного, можно рассматривать патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, преданность ей; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины.
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется способностью педагогов четко следовать сущности патриотического воспитания дошкольников определенного возраста, его цели и задачам, правильный и методически грамотный отбор содержания, форм и методов работы с детьми и родителями воспитанников.
3. Задачи и содержание патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Психологические особенности детей дошкольного возраста определяют задачи и содержание патриотического воспитания.
В старшем дошкольном возрасте появляются новшества, которые свидетельствуют о необходимости в проведении работы по патриотическому воспитанию, прежде всего, к ним относятся формирование у ребёнка нравственных чувств на основе развития и обогащения эмоциональной составляющей ребёнка.
В этом возрасте ребёнок уже способен проявлять заботу о своих близких и окружающих его людях. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития». Так как в дошкольном возрасте активно развиваются волевые процессы, вследствиечего увеличивается и общая произвольность и этот факт важно учесть в патриотическом воспитании.
Задачи патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.
Начиная с первой младшей группы ставится задача по «воспитанию у детей патриотических чувств –любви к Родине, ее природе и людям» .
Во второй младшей группе – ставятся задачи :«дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка, познакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) на родных мастеров,«воспитывать любовь к Родине и знакомить с «военными» профессиями».
В средней группе задачи патриотического воспитания расширяются. Воспитатели продолжают воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях; дают детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые ох раняют нашу Родину.
В старшей группе ставятся задачи по расширению представлений детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов их прадеды и деды.
В подготовительной к школе группе задач, которые воспитатель решает в ходе патриотического воспитания детей, становится намного больше.
3задачи патриотического воспитания старших дошкольников :
1. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско - патриотические чувства.
2. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
3. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности
Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.
4. Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию
В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по каждому направлению патриотического воспитания используются определенные методы и средства.
Любовь к родной природе и малой родине –и есть основа воспитания патриотизма у дошкольников.
Основной задачей воспитателя является воспитать у ребёнка любовь к родной природе, научить видеть и чувствовать красоту природы, стремиться сохранить и уберечь ее богатства. Любовь к природе будет крепнуть, если педагог будет осуществлять работу в данном направлении, начиная с младшей группы.
Можно проводить с детьми прогулки и экскурсии в лес, парк, поле, на пруд, к речке или морю, все это позволит научить воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Если использовать в своей работе с детьми произведения художественной литературы и искусства, то представления и впечатления о родной природе будут наполняться смыслом и станут более глубокими.
Изобразительная деятельность также способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и т. д. Для того, чтобы воспитать у дошколят стремление своим трудом уберечь природу, воспитателю необходимо организовать такие мероприятия как уход за комнатными растениями, кормление птиц, животных (например, белок в парке, рыбок.
Изучение достопримечательностей место жительства дошкольников, доведения до сознания ребенка, что его город –это частица Родины, так, как и в больших, и в маленьких местах есть много общего. Ведь везде трудятся люди на благо человека (учителя, врачи, воспитатели, строители и т. д., соблюдаются традиции, помнят и чтят героев, защитивших от врагов Родину, повсюду живут люди разных национальностей, трудятся, помогают друг другу, отмечают общие профессиональные и общественные праздники.
Дошкольники знакомятся с людьми, которые прославились своим трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. В результате у ребёнка появляется гордость за свой родной край.
В продолжении данной работы необходимо познакомить детей с городами-героями, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является «формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и т. д. –выбор зависит от воспитателя)».
Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой». Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Воспитатель обращает их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда.
В процессе патриотического воспитания у детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворникаи других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им. При воспитании уважения и признательности к защитникам Родины воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к Вооруженным силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного –патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину.
Кроме того, воспитатель также не должен игнорировать вопрос многонациональности Российской Федерации. В игровой форме, например с помощью кукол, изображающими людей разных национальностей и игр с ними, в «путешествия» (едут в гости в республики и национальные округа, везут подарки, выступают с концертом, принимают у себя гостей и т. п.). педагог разъясняет детям о том, что дружба между национальностями и народностями, населяющими территорию страны, является необходимым условием счастливой жизни и развития страны.
Для формирования у детей начал интернационализма воспитатель использует события и факты из жизни нашей страны, отражающие дружбу народов: декады национального искусства, помощь в уборке урожая и др.
Таким образом, методы патриотического воспитания дошкольников разнообразны –словесные, наглядные, игровые, практические. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра.
Вывод: Осуществление воспитателем ДОО патриотического воспитания в рамках образовательного процесса является необходимым условием в становлении личности воспитанников в духе любви к Родине (большой и малой, ее природе; любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; воспитание уважения к людям труда и защитникам Отечества.