Ольга Копейкина
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Дефекты речи и недостаточно чёткая дикция могут привести к неуспеваемости, стать препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, породить неуверенность в своих силах, что в свою очередь будет негативно сказываться на его психоэмоциональном состоянии и будет иметь за собой негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а только растет. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, который можно развивать с помощью артикуляционной гимнастки.
Публикация «Консультация для воспитателей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 5-7 минут, упражнения выполняются подгруппами из 3-6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надособлюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Важно помнить, что ребенка нужно вовлечь в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего проводить их эмоционально, в игровой форме с использованием картинок, изображением сказочных героев и игрушек.
1. Познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог видит себя и лицо взрослого.
3. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут улучшаться и совершенствоваться.
5. Упражнения не должны доводить до утомления. Первым признаком утомления является снижение качества артикуляционных движений, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
6. Упражнения выполняются без напряжения, в спокойном темпе.
7. При разучивании упражнений необходимо отработать с ребенком 2-3 упражнения, а затем постепенно добавлять по одному.
8. Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по 4-5 упражнений.
9. Каждое упражнение нужно повторять не более 5-6 раз.
10. Инструкции должны быть короткими и понятными ребенку (улыбнись, покажи зубы, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу)
11. Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому следует использовать картинки (показ картинок для артикуляционной гимнастики).
12. Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и рассказами.
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения: «Посмотри, какую красивую чашечку ты научился делать», подбодрить его: «Ничего страшного, твой язычок научится рычать».
Регулярное, систематическое выполнение артикуляционной гимнастики позволяет :
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
• научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
• подготовить ребенка к правильному произношению звуков.