Ольга Кучеренко
Консультация для воспитателей «Агрессивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия – готовность к действию, нападение (в переводе с латинского языка)
Агрессию нельзя путать с конфликтностью, враждебностью, жестокостью (безразличие к живым объектам, импульсивностью. Агрессия характерна для холериков, которых отличает импульсивность.
Признаки проявления агрессии (вегетативные) : ребёнок краснеет, напрягается, сжимает кулаки. Долго не может успокоиться, не признаёт свою вину.
Реакция на ограничения: ребёнок начинает бить взрослого, царапаться, кусаться.
Реактивность: мгновенные проявления.
Публикация «Консультация для воспитателей „Агрессивные дети“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Виды агрессии : физическая, вербальная, скрытая, косвенная (сплетни, злобные шутки)
Воспитатель должен знать, как правильно реагировать на агрессивные проявления ребёнка.
Реакция на агрессию должна строиться в двух направлениях.
Первое направление – отреагирование (кратковременная «скорая помощь»)
Отреагирование должно быть направлено на 3 объекта: агрессора, пострадавшего, свидетелей.
1. Стратегия телесного контакта
-Объятия, прикосновения
-все способы массажа
-переключение ( н-р: предложить агрессору рвать бумагу)
2. Стратегия на осознание.
Агрессора спросить : «Кто сейчас злее, ты, я или мишка?»
«Ты стукнул потому что?»
«Ты сейчас злой, добрый или?»
«А почему ты обижаешься?»
Предложить ребёнку написать письмо (ребёнок говорит, а взрослый записывает)
Свидетелям конфликта можно задать вопросы:
«Какого цвета злость?»
«Когда ты бываешь таким злым, как Саша? А ты? А ты? Вот видите все когда-то бывают злыми»
«А как можно узнать, что ты сердишься, злишься?» (дать какой-то знак, что-то нарисовать).
3. Стратегия на переключение
Разбушевавшегося ребёнка нужно переключить на другой вид деятельности.
Агрессору воспитатель говорит : «Мне нужна твоя помощь - порви бумагу на мелкие кусочки»
Пострадавшему предложить тоже что-то порвать, растоптать…
4. Стратегия на использование юмора
Подойти к агрессору и сказать : «У тебя уши позеленели»
«Один мальчик дрался, дрался и у него кулак начал расти, расти и вырос такой большой, что он его стал по земле волочить»
«Давай я тебе погадаю, куда заведёт тебя линия жизни – в дремучий лес»
Жертве сказать: «Эй, плач, обида не кричи. Эй, плач, обида уходи!»
Можно предложить представить, как выглядит зло.
Взрослый ведущий, дети стоят в кругу. Дети должны придумать что-то комичное в определении зла.
Например: зло - лопнутый мяч
зло - разорванный ботинок
5. Стратегия на подкрепление
-Кто обидно на другого обзывается, так сам и называется.
-Здравствуй, а я Таня.
Реагировать на агрессию хорошими словами.
-Так, молодец, хорошо, опять обидел Таню. Хвалю. Никто так не может испортить игру, как ты. Ты где-то этому учился.
-Катя, посоветуй, как мне быть, что делать? Миша сказал мне такие плохие слова.
Свидетелям сказать: «Я не знала, что вы такие льдинки, позволили обидеть Дашу.
Можно предложить использовать элементы изотерапии: «Расскажи, кто тебя обидел, нарисуй»
6. Стратегия на положительное подкрепление
Агрессору сказать : «Я хочу тебя похвалить, ты сегодня никого не обидел»
«Я радуюсь, любуюсь тобой»
Свидетелям сказать: «Серёжа обещал, что сегодня он никого не будет обижать. Кто ему верит, поднимите руку»
Агрессору : «Молодец, ты не боишься забияк.
Пострадавшему: «Ира молодец, она умеет прощать»
7. Стратегия на удивление (на необычность и неожиданность)
Агрессору сказать : «Ты так сильно всех толкаешь. А себя так сможешь?
Воспитатель может использовать ещё один приё м: сказать ребёнку всё, что вы о нё м думаете без голоса и спросить: «Что я сказала. Ты меня понял?»
Жертве сказать: «Давай обиду возьмём и обратно её вернём. Нам она не нужна. Возьми обратно».
8. Стимуляция соревнования и соперничества (когда несколько обидчиков)
Можно использовать следующий приё м: «Раз, два, три скорее руку обиженному пожми»
«Кто вторым прибегает, тот щелчок получает»
9. Стратегия глухоты
Воспитатель может использовать следующий приё м: на агрессивные обзывания говорить, что не расслышал, просит повторить ещё раз.
Второе направление – коррекционная работа
1. Обучение приёмам вымещения гнева приемлемыми способами.
2. Обучение детей приёмам саморегуляции и релаксации.
3. Отработка навыков общения в возможных агрессивных ситуациях.
4. Формирование эмпатии.
1. Использовать приё мы:
-громко спеть любимую песню
-громко прокричать что-то в стаканчик
-поколотить грушу
-поколотить подушку
-пометать дротики
Для коррекции вербальной агрессии можно использовать игры:
-«Ах ты мячик лопнувший» (использовать жесты, мимику)
-Игра «Маленькое приведение» (громко крикнем, попугаем «О», а теперь тихо «О». Всё превращаемся в детей, больше не будем пугать.
2. Использовать в работе психогимнастику Чистяковой, Алябьевой, игры и
упражнения, предложенные Клюевой и Касаткиной.
Использовать релаксацию - слушание спокойной музыки,звуков природы, водные процедуры, песочную терапию.
3. Проигрывание проблемных ситуаций.
Упражнение «Попроси игрушку» ( предложить попросить игрушку любым способом: давай поменяемся, давай ты поиграешь 5 минут и я 5 минут)
4. Эмпатия – умение сопереживать, сочувствовать другим людям).
Развиваем с помощью чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, обыгрывание проблемных ситуаций.
Желаю Вам успеха дорогие коллеги!