Володина Светлана Александровна
«Здоровый педагог — здоровые дети». Занятие для воспитателей детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ» - занятие для воспитателей детского сада
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 Великий Новгород г. Володина Светлана Александровна
Актуальность проблемы.
Целью образовательной деятельности нашего детского сада на 2015/2016 учебный год являлось становление у детей ценностей здорового образа жизни. И это, на мой взгляд, неслучайно. Ведь, одной из общих целей программы «Радуга», которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Я же в своей статье хотела бы затронуть проблему здоровья педагогов, значимость которой я могу доказать двумя основаниями. Во-первых, требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем. Во-вторых, в примерной основной образовательной программе дошкольного образования сказано, что «детский сад, работающий по программе «Радуга» выполняет миссию трансляции культуры, деятельности, познания, созидания следующему поколению». Из этого следует, что только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни, то есть формулировка «здоровый педагог – здоровые дети» верна.
Публикация «„Здоровый педагог — здоровые дети“, Занятие для воспитателей детского сада» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Предлагаю интересный, на мой взгляд, конспект занятия, который можно использовать как самостоятельно, так и как часть какой-либо тренинговой программы.
Цель: способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желания заботиться о своем здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни.
Ход занятия.
Мотивационный этап.
На первом этапе необходимо озвучить тему занятия, а также раскрыть ее актуальность. Можно привести цитаты из документов, текста образовательных программ, по которым работают воспитатели. В моей статье я цитировала программу «Радуга». Однако, на мой взгляд, и любой другой программе можно найти обоснование важности наличия положительной установки на здоровый образ жизни у детей и педагогов.
Основной этап.
Ведущий: «Так что же такое, по вашему мнению, здоровье? Кто как понимает значение данного термина? Каким содержанием Вы его наполняете?»
Как правило, среди педагогов находятся те, кто знает дословно содержание термина здоровье по ВОЗ, или же, так или иначе, участники своими словами называют верные признаки и компоненты понятия «здоровье». Задачей ведущего будет резюмировать сказанное.
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье – это, во-первых, физическое благополучие – те резервы, которые обеспечивают физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Во-вторых, это еще и психологическое благополучие – состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.
Цитаты на тему:
"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне» Генри Дейвид Торо
«Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!» Михаил Михайлович Пришвин
И, в-третьих – социальное благополучие – адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной, способность эффективно трудиться, общаться и пр.
Ведущий: Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда.
Участникам дается время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причем у одного эта ваза изящна, у другого – проста и понятна, у третьего – с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в образе граненого стакана, третий – в виде «уютного» чайника. Глубина интерпретации зависит от знаний ведущего.
Ведущий: Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой стороны – правой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмем тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.
Ведущий: Какие же факторы можно отнести к трещине, то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.
Участники высказывают свои предположения, которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам.
- возраст
- наследственность
По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.
Ведущий: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие двух разных людей неуместно. Но все же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определенная зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50.
Генетика и здоровье также имеют тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи: муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна, Шерешевского-Тернера и т. д. Существуют также заболевания, зависящие и от среды и от генотипа: сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишемическая болезнь и т. д.
Ведущий: Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на свое здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, закручивать покрепче?
Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с трещиной и краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях. Участники могут назвать и обсудить следующие факторы: питание, двигательная активность, полезные и вредные привычки, стрессы, гигиена, закаливание, режим труда и отдыха, организация сна. Ведущий может раскрывать содержание каждого из факторов различными интересными фактами.
Закаливание укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Четко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательности закаливая, можно укрепить свое здоровье.
Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Но, как отмечал И. П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобожденным от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливается работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.
Правила здорового сна:
1) Перед сном выполняйте расслабляющие действия, отдыхайте, настраивайтесь на позитив.
2) Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около 20°C.
3) Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 чалов и заканчивается в 5-6 утра.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2 400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связаны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.
Ведущий: Теперь, я предлагаю Вам поставить Вам в Ваш сосуд цветы. Причем не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чем Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.
Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников словесно сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно!
Ведущий: Ну и что мы видим. Из трещины вода капает по чуть-чуть. Задержать ее не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдет и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль на пятке мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьезнее.
Заключительный этап.
В завершении занятия хотелось бы сказать – берегите себя, берегите свое самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе – Ваши начинания и мечты никогда не увядают.