Зубко Барно Умаровна
Профессиональное развитие педагога в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Профессиональная педагогическая и психологическая компетентность педагогов ДОО в современных условиях»
Автор статьи - педагог психолог - Зубко БарноУмаровна
Образовательная организация - МКДОУ № 33 «Золотая рыбка» МО «Майкопский район»
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Профессиональное развитие педагога в современных условиях» размещена в разделах
Деятельность и компетентность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований. Которые дадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя.
Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: внешние условия для полного и творческого развития воспитателя в дошкольном учреждении ещё не созданы (оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т. д.). Актуальность данной темы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоение образовательных областей. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность компетентного педагога-психолога ДОО.
Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологического комфорта. Ориентируясь на новые социально-экономические условия в нашей стране в системе образования, происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность ребенка. На эффективность воспитания и обучения влияет компетентность педагога.
Соответствовать Федеральным государственным требованиям, вносить инновацию в образовательный процесс педагогам помогает объединение образовательных областей через проявления разных форм как совместной деятельности взрослых и детей, так самостоятельной деятельности последних. Педагог-психолог согласно ФГОС ДО проводит оценку развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Интеграция всех направлений обучения – это чудо педагогического воздействия и мастерства. Кто бы ни проводил занятие: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, кто бы ни был рядом с ребенком, главная задача вовлечь его в игру, на том едином содержательном материале, каким владеет взрослый. Это и есть путь к успешности ребенка, к его физическому и психическому благополучию!
В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния детей, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования.
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
В связи с этим, социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. Развивающаяся стратегия инновационной деятельности в дошкольном образовании требует не просто повышения квалификации воспитателя, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление может проявиться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня – стратегического, тактического, оперативного.
Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми. Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу. Школа, соответственно, так же требует от ДОУ готового к получению знаний ребенка, но уже с определенным «багажом» умений.
Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения". Качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками. Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе. Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.
Однако, несмотря на всю сложность объективных условий, большую роль играют также причины субъективные, зависящие во многом от воспитателя.
Необходимость развития профессиональной компетентности воспитателя диктуется особенностями современной социально-образовательной ситуации. Предъявляются требования, основанные на, происходящих в образовании, инновационных процессах, личностных потребностях, мотивах в совершенствовании профессиональной компетентности воспитателя, определение критериев профессиональной компетентности на уровне самооценки воспитателей, оценок родителей.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально-педагогической.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой, умение руководить основными видами деятельности дошкольников, умение взаимодействовать с дошкольниками.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей, умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс, владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально-педагогическая деятельность педагогического работника предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям, создание условий для социализации детей, защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям, умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
В связи с этим, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду. Появилась острая необходимость в ускорении процесса стимулирования потребностей воспитателя, обогащении и модернизировании содержания своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений психолого-педагогической науки, передового опыта.
Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.
Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их педагогической и психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога. Роль педагога-психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Педагог в современном детском саду важно, чтобы не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение данного процесса в соответствии с новыми требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Конечно же, реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации. В ходе психологического сопровождения необходимо решение следующих задач: помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост, формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию, отслеживать психолого-педагогический статус педагога, снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги, создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.
Так же ставится задача разработки методов по решению наиболее типичных проблем педагогов в сфере профессиональной компетентности. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся: авторитаризм в общении с родителями, отсутствие согласованности, взаимные претензии, неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации: выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей, профессиональная компетентность, владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе, определение уровня общения взрослого и детей, взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей, работа педагога по самообразованию, самоанализ педагога.
Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на стратегии воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности. Практика реализации плана развития должна включать профессиональную компетентность, саморазвитие педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Для обобщения результатов, динамики профессионального роста педагогов, необходимо проводить опросы, анкетирования с целью определения рейтинга воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом.
В заключение можно сказать, что работа по формированию профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОО.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
3. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2013.
4. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.
5. Дуброва В. Н., Милашевич Е. П. Организация методической работы в ДОУ. – М., 2011.
6. Интернет-источники.