Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Изобразительно-выразительные средства на занятиях по художественному чтению»

Лилия Казакова
Консультация для воспитателей «Изобразительно-выразительные средства на занятиях по художественному чтению»
▼ Скачать + Заказать документы

Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт, рассказывает о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

М. П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы», - пишет исследовательница.

Темочки:

Для полноценного восприятия детьми художественного произведения, используются различные изобразительно – выразительные средства.

Индивидуализация или конкретизация образа

Художественный образ всегда конкретен. События рисуются реально происходящими, человек - как конкретно существующее и действующее лицо. Читатель отзывается на его мысли и чувства, вместе с ним переживает события, волнуется за его судьбу.

Раскрытие образной структуры произведения

Чтобы верно, правильно донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

Детям свойственно стремление к необычайному, яркому. Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. Внутреннее видение чтеца - залог того, что его пока неискушенные слушатели увидят то же самое: образы оживут в их воображении, «говорите не столько уху, сколько глазу»,- советует К. С. Станиславский.

Интонационная выразительность речи

Основа выразительной речи - это мысли, чувства, намерения говорящего, читающего. Средства выразительности - интонационно правильно звучащая речь.

Ещ в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать" : хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление и настроения.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют е гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги.

Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.

Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.

Подготовить текст к выразительному чтению - значит вникнуть в его содержание, уяснить для себя его тему, конкретно представить себе его действующих лиц, события, те причинно-следственные связи, которые движут события вперед, понять сложные взаимодействия обстоятельств и наконец вытекающее из них обобщение - идею, нравственное правило, вывод. Углубленный анализ образов произведения и выявление идеи дают возможность установить подтекст произведения. Мастера выразительного чтения называют подтекст внутренним двигателем, который направляет внимание слушателя на решение задачи нравственно-эстетического или познавательного характера, на обобщение представления или конкретизацию выявленной идеи.

Через подтекст раскрывается смысл произведения. От того, как понято содержание произведения, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на детей.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста используются рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки и др.

Для дошкольников характерно наивное восприятие художественного произведения. Психологи утверждают, что это наивное восприятие литературы детьми обнаруживается «. в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях. Эти действия служат непосредственной реакцией на изображаемое в произведении либо воспроизводят поступки героя». Яркие поступки героев произведений воздействуют на дошкольников в сильной степени; дети воспроизводят события, о которых услышали, в игре, в рисунках, в лепке. Сопереживание с героем для них «школа чувств и познания действительности».

Публикации по теме:

Практикум для воспитателей по художественному труду и конструированиюПрактикум для воспитателей по художественному труду и конструированию Практикум для воспитателей по художественному труду и конструированию Содержание 1. Рассказ о Лисе 2. Басня 3. Содержание сказки 4. Стихи.

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок»Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок» Урок: Изо Класс: 2 «Д» Тема урока: «Выразительные возможности акварельных красок» Тип урока: изучение новых знаний, урок-практикум Цель:.

Конспект занятия по художественному чтению в младшей группе «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Конспект занятия в 1-2й младшей группе " Петушок" Воспитатель: Барчук Анастасия Владимировна. Тема занятия: Чтение сказки «Волк и семеро.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Изобразительно-выразительные средства на занятиях по художественному чтению»
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 13:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Изобразительно-выразительные средства на занятиях по художественному чтению»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Казакова (УИ 647358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД