Светлана Белова
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
▼ Скачать +Заказ
Белова Светлана Михайловна,
муниципального дошкольного образовательного учреждения
Иркутского районного муниципального образования
«Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
Что такое музыкальная непосредственная организованная деятельность?
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателя на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Роль воспитателя на музыкальных занятиях
Одной из основных организованных форм воспитания и образования детей в ДОУ является музыкальное занятие, или музыкальная непосредственная организованная деятельность. Музыкальное занятие - это осуществление задач музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей :
Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е. знания о временах года, о праздниках и буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственно-волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе; умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетическое: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познавать прекрасное.
Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
Вводная часть: музыкально-ритмические движения (ходьба в колонне, в шеренге, в парах, по кругу, различные виды бега, танцевальные шаги). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
Основная часть: слушание музыки, пение и песенное творчество, обучение игре на ДМИ.
Заключительная часть: танец, игра.
В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.
Музыкальное занятие может быть : традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.
Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя чередование всех видов музыкальной деятельности детей. Структура музыкального занятия может варьироваться.
Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др.
Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей (например, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего народа») и т. п.
Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка, она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.
Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.
Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшим дошкольным возрастом, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.
В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.
При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.