Светлана Чуркина
Консультация для воспитателей «Назначение музыкально-дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация (для воспитателей)
Назначение музыкально – дидактических игр
Подготовил:
Музыкальный руководитель
Чуркина Светлана Евгеньевна
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Назначение музыкально-дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности т. к. объединяют все виды музыкальной деятельности.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр
Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально).
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель на консультации объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами могут участвовать в игре.
Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником.
Для того, чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений и навыков детей своей группы.
В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей, поэтому необходимо включать в работу такие музыкально-дидактические игры, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Например, «Музыкальная книжка», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Пособия и игры красочно оформляются (при этом используются рисунки и иллюстрации из старых детских книг и журналов). Такие игры в основном организуются в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя.
2 младшая группа
В этой группе используются более широко, чем ранее, с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Муз. руководитель знакомит и разучивает игру, затем дети учат игру вместе с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу, а взрослый способствует тому, чтобы игра вошла в их повседневную жизнь.
Средняя группа
Музыкально-дидактические игры продолжают способствовать развитию сенсорных способностей детей, стимулируют их на узнавание, сравнение или выделение выразительных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм). В среднем за год разучивается 10-12 игр, как на занятиях, так и вне занятий. После того, как игра выучена, она переносится в самостоятельную игровую деятельность детей.
Старшая группа
В старшей группе технология дидактической игры та же, что и в средней группе.
Подготовительная к школе группа
Они остаются эффективным средством формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. В данной группе особое место занимают дидактические игры, придуманные по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях.
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти детей
«Передай ритм»
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит и тот передаёт ритм следующему ребёнку, последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт ритм», хлопая в ладоши. Ведущим может быть воспитатель. Дети могут также сидеть на стульчиках друг за другом.
«Музыкальные стульчики»
Стулья стоят по кругу, на каждом муз. инструмент. Дети идут по кругу, по сигналу берут тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
Музыкально-дидактическая игра, направленная на развитие внутреннего слуха
«Прячем мелодию»
Дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку (хлопок, притоп) продолжают петь про себя, т. е. беззвучно; по другому знаку снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.
Вариант игры: дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.
Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма
«Учитесь танцевать»
Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм
Перспективный план в средней группе
Музыкально-дидактические игры
Сентябрь
«Птицы и птенчики»
(развитие звуковысотного
слуха) Октябрь
«Громко-тихо»
(развитие тембрового и динамического слуха) Ноябрь
«Что делает кукла?»
(определение жанра и развитие памяти)
Декабрь
«Узнай свой инструмент»
(развитие тембрового и динамического слуха) Январь
«Кто как идёт?»
(развитие ритмического слуха) Февраль
«Музыкальный магазин»
(определение жанра и развитие памяти)
Март
«Угадай, на чём играю»
(развитие тембрового и динамического слуха) Апрель
«Петушок, курочка и
цыплёнок»
(развитие ритмического слуха)
Май
«Качели»
(развитие звуковысотного слуха)
Июнь
«Весёлые дудочки»
(развитие ритмического слуха) Июль
«Узнай и спой песню по картинке»
(развитие памяти) Август
«Сыграй, как я»
(развитие ритмического слуха)
Перспективный план во II младшей группе
Музыкально-дидактические игры
Сентябрь
«Птицы и птенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха
Октябрь
«Громко - тихо»
Цель: развитие тембрового слуха
Ноябрь
«Что делает кукла?»
Цель: определение жанра и развитие памяти
Декабрь
«Кто как идёт?»
Цель: развитие
ритмического слуха
Январь
«Узнай свой инструмент»
Цель: развитие тембрового и динамического слуха
Февраль
«Весёлые матрёшки»
Цель: развитие звуковысотного слуха
Март
«Весёлые дудочки»
Цель: развитие
ритмического слуха
Апрель
1.«Колокольчики»
Цель: развитие тембрового и динамического слуха
2. «Три медведя»
Цель: развитие звуковысотного слуха
Май
«Узнай и спой песню
по картинке»
Цель: определение жанра и развитие памяти
Перспективный план в подготовительной группе
Музыкально-дидактические игры
Сентябрь
1. «Три поросёнка»
(развитие звуковысотного слуха)
2. «Громко-тихо запоём»
(развитие диатонического слуха) Октябрь
1. «Прогулка в парк»
(развитие чувства ритма)
2. «Песня-марш-танец»
(развитие восприятия музыки) Ноябрь
1. «Подумай и отгадай»
(развитие звуковысотного слуха)
2. «Повтори мелодию»
(развитие музыкальной памяти)
Декабрь
1. «Угадай на чём играю»
(развитие тембрового слуха)
2. «Весёлые петрушки»
(развитие звуковысотного слуха)
Январь
1. «Определи по ритму»
(развитие чувства ритма)
2. «Звенящие
колокольчики»
(развитие диатонического слуха) Февраль
1. «Звуки разные бывают»
(развитие звуковысотного слуха)
2. «Выполни задание»
(развитие чувства ритма)
Март
1. «Угадай песню»
(развитие музыкальной памяти)
2. «Музыкальный домик»
(развитие тембрового слуха) Апрель
1. «Времена года»
(развитие восприятия музыки)
2.«Назови композитора»
(развитие музыкальной памяти) Май
1. «Рассказ музыкального
инструмента»
(развитие. тембрового слуха)
июнь
1. «Наши любимые
произведения»
(развитие восприятия музыки)
Июль
1. «Узнай произведение»
(развитие музыкальной памяти)
Август
1. «На лугу»
(развитие восприятия музыки)