МААМ-картинки

Консультация для специалистов по развитию речи

Дарья Махначук
Консультация для специалистов по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Коррекция и развитие связной речи у детей с нарушением зрения средствами изобразительной деятельности.

Поставила перед собой следующую цель: формирование у детей связной речи с использованием различных изобразительных приемов.

Определила следующие задачи.

Образовательные:

-формировать умения и навыки детей в составлении малых описательных форм с использованием картинного материала;

- обучать грамматически верно оформлять личное мнение;

Публикация «Консультация для специалистов по развитию речи» размещена в разделах

- учить рассказывать о предмете по плану и образцу, передавать словами содержание сюжетной картины, составлению рассказов по серии картинок;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;

- продолжать формировать лексико-грамматический строй речи;

- обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие :

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать творческо-речевые способности, воображение (детское сочинительство);

- развивать внимание, память, наглядно – образное мышление;

- развивать наблюдательность

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать высказывания товарищей;

- побуждать детей к активному участию в образовательном процессе.

Коррекционные:

- осуществлять коррекцию прослеживающей функции глаза;

- активизировать и стимулировать зрительные функции;

-развивать умение детей при рассматривании иллюстративного материала ориентироваться в пространственном расположении деталей.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Лев Семенович Выготский считал, что: «Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое. По мнению А. Н. Леонтьева, некоторые типы деятельности на определенной стадии являются ведущими для последующего развития индивида, другие менее важны. Одни играют главную роль в развитии ребенка, другие – вспомогательную. Изобразительная деятельность близка детям, она является вместе с игровой - центром зоны актуального развития. Особенностью изобразительной деятельности детей дошкольного возраста является то, что она невозможна вне речевого сопровождения.

В продуктивной деятельности, в частности изобразительной, значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Важно и то обстоятельство, что ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков.

Обращаю внимание на значение для развития речи детей их самостоятельных творческих рисунков. Ребенок, не умеющий еще писать, зарисовывает свои мысли и впечатления. Этой наклонностью детей графически передавать свой внутренний мир следует пользоваться для стимулирования их к речи. Именно поэтому для стимулирования (активизации) развития связной речи мною была выбрана изобразительная деятельность.

Используя в развитии связной речи различные методы (наглядные, словесные, практические, игровые, я применяю в работе следующие приемы изобразительной деятельности

1. Рисунок-опора из предложенного наглядного материала.

2. Рисунок–опора по тексту. Рисунок по впечатлению.

3. Рисунок – сочинение (детское сочинительство).

4. Мнемотаблицы.

Рисунок – опора по тексту.

Использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка. После ознакомления детей со стихотворением, рассказом, сказкой, можно предложить им нарисовать рисунок о прочитанном. Этот рисунок и послужит опорой для пересказа, либо основой для беседы по впечатлению Предварительно необходимо задать детям вопросы о главных героях и событиях.

Рисунок по впечатлению.

Например, данный вид работы можно использовать после экскурсии, как закрепление знаний, активизации словаря. («Нарисуй то, что особенно запомнилось?», после летнего отдыха («Нарисуй, как ты провел лето? Чем занимался?», после праздников, событий («Нарисуй, как прошел твой день рождения? Что тебе подарили? Кто присутствовал из гостей?»).

После того, как готова работа ребенка необходимо организовать беседу с ребенком по изображенному им:

Во-первых, у детей дошкольного возраста несформированны достаточно изобразительные навыки, а значит взрослый может чего- просто не «увидеть» на рисунке.

Во-вторых, это действительно поможет ребенку научиться «переводить» свои чувства, переживания, впечатления в слова.

Рисунок – сочинение

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний, в сочинении стихотворений, загадок, небылиц.

Детям предлагается придумать конец сказки, рассказа или придумать целую небольшую сказку (о каком-либо герое, рассказ (о событии или явлении). Например, придумать рассказ о том «Как Миша варежку потерял», или рассказ с продолжением – воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Дети рисуют на основе рассказа картину, вместе с уже придуманным концом, а затем рассказывают, что получилось.

Рисунок-опора из предложенного наглядного материала (на моем занятии)

В данном приеме используются уже готовые картинки и детям предлагается составить картину для рассказа на заданную тему.

Детям предлагалось поиграть в игру «нарисуй путешествие в осенний лес». Были предложены картинки и (фон, на которую нужно было выложить картинки, нужные для составления рассказа. Сначала картину дети составляли вместе с воспитателем (педагог на доске, дети за столами). Затем воспитатель в качестве образца озвучил свой рассказ по картине. Далее детям было предложено выполнить задание самостоятельно и нарисовать картину «как я пошел в осенний лес за грибами»

Мнемотаблицы (рисунок по цепочке слов)

Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. Её могут рисовать сами дети методом “быстрого рисунка” по ходу рассказывания педагогом литературного произведения, загадки, стихотворения.

При развитии связной речи с использованием изобразительных средств можно использовать следующие формы: индивидуальная – ребенок в качестве индивидуальной работы рисует работу и составляет по ней рассказ. ,;

коллективная – дети создают картину (последовательно или одновременно, вместе, а затем составляют рассказ по цепочке, либо педагог использует другие приемы;

самостоятельная – ребенок рисует картину и составляет рассказ самостоятельно, без педагога;

совместно с педагогом – ребенок выполняет работу вместе с педагогом (доля участия педагога определяется уровнем сформированности изобразительного навыка, целями и задачами, которые педагог ставит перед ребенком).

Развитие связной речи не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления, создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение.

Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение для развития речевого общения и связной речи ребенка, благодаря тому, что в основе создаваемого изображения лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.

Рисуя, ребенок говорит, отражает все воспроизводимое им на бумаге в слове. Но мы можем организованно использовать его рисунок в интересах развития его речи. Если этой цели может служить любая картина, то тем более ей может служить собственный творческий рисунок ребенка.

Именно поэтому, с помощью изобразительной деятельности, педагог может научить детей правильному логическому высказыванию своих мыслей, построению связных рассказов.

Публикации по теме:

Консультация для молодых специалистов «Изобразительный материал для рисования детям раннего возраста» Не смотря на свой 13летний опыт работы в детском саду, по некоторым причинам, с детьми до з-х лет я работаю первый год. И вот учусь, вместе,.

Консультация для молодых специалистов. Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста Бекина с.  и. :«Музыкально – ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний.» Обучение.

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры в помощь здоровью и развитию речи» Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее и укрепляющее развитие для людей любого возраста и тем более для детей. Влияние мануальных.

Консультация для родителей «Игры, способствующие развитию речи у дошкольников» Хочу предложить Вашему вниманию игры, которые разовьют мышление и речевые навыки Вашего ребёнка. 1. Весёлые фонарики: Вместе с малышом лягте.

Консультация для родителей по развитию речи «Культура общения» Культура общения - дело большой социальной значимости. Чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного.

Консультация для родителей по развитию речи ребёнка. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию консультацию, которую я проводила с родителями по развитию.

Консультация для воспитателя «Игры по развитию речи для дошкольников» Игры и упражнения для развития речевого дыхания: - «Покатай карандаш», - «Загони мяч в ворота», - «Насос», - «Подуй на одуванчик», - «Ветряная.

Консультация «Музыка на занятиях по развитию речи» Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

Консультация по развитию речи в старших группах «Пересказывание» В непосредственно образовательной деятельности по пересказу, дети старшего возраста приобщаются к художественной речи, запоминают эмоциональные,.

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением речи во взаимосвязи узких специалистов Авторы публикации: 1. Челухина Алла Михайловна - инструктор по физической культуре; 2. Вертей Юлия Анатольевна - педагог-психолог. Дошкольный.

Автор публикации:
Консультация для специалистов по развитию речи
Опубликовано: 11 августа 2015 в 09:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для специалистов по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Махначук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД