Пьянкова Лариса Юрьевна
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в сенсорном развитии ребенка»
«Значение пальчиковых игр в сенсорном развитии ребенка»
Каждый из нас проходит свой путь, проживая свою единственную жизнь, и как она складывается, во многом определяется нашей индивидуальностью, характером, задатками и способностями, отношением к окружающим – словом, качествами, основы которых закладываются в детстве.
Публикация «Консультация для родителей „Значение пальчиковых игр в сенсорном развитии ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Помочь ребенку в формировании полноценного восприятия окружающего мира, научить его видеть красоту, слышать звуки, чувствовать различные прикосновения, осязать многообразие запахов – этому и служит сенсорное воспитание.
Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребенку, накопить представления о цвете, форме, величине, качестве предметов. Самое благоприятное время для сенсорного воспитания – это ранний возраст. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, распознание творческих способностей малыша.
Маленькое чудо появившееся на свет уже делает первые шаги на пути познания окружающего мира. Он рассматривает предметы, прислушивается к звукам, накапливает новые впечатления от прикосновения. Начинает улыбаться, услышав знакомые ласковые голоса. Именно в этот период, поглаживая его ручки с тыльной стороны, разговаривая с ним ласково используя разнообразные потешки, стишки, песенки
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем:
- С добрым утром!
- С ясным днем!
Вот как славно мы живем.
Мы параллельно с сенсорным развитием начинаем развивать и мелкую моторику, что не мало важно для малыша. Движение пальчиков и кистей рук имеет особое развивающее значение, т. к. оказываю огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
С рождения и до года активность малыша во время действий с предметами возрастает, при этом реализуется его умственная и физическая потребность в деятельности, а результат действия с игрушкой оказывает существенное влияние на развитие сенсорной сферы ребенка. Он знакомится с цветом, формой, величиной, фактурой, положением в пространстве и другими свойствами предметов. Движение рук интенсивно совершенствуются. Ранее они были довольно примитивными: малыш хватал игрушки, тащил их в рот, размахивал ими, стучал. На данном возрастном этапе результат достигается, если малыш сам пытается вынимать кубики из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем кладет обратно, открывает и закрывает крышечку, надевает одинаковые колечки на стержень. А игры, упражнения, массаж пальчиков, кистей рук, ладоней развивают мелкую мускулатуру, оказывая развивающие, оздаравливающие воздействия. Детям очень нравятся игры – манипуляции: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Пальчики пошли гулять». Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
Малыш растет и его знакомство с величиной, формой и цветом предметов продолжается, но в практической деятельности. Так дети второго года по долгу манипулируют предметами. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное, ребенок начинает сопоставлять предметы зрительно. Более сложными становятся движения рук, ребенок способен выполнять задания на группировку предметов по величине, форме, цвету, способны удерживать в памяти последовательность действий. Ребенок совершенствует свои сенсорные способности и в свободной деятельности: выбирает одежду, обувь, игрушки, предметы быта. На этом этапе развития пальчиковые игры и упражнения дают свои результаты, более совершенной становится мелкая моторика рук и координация движений. Можно с детьми проводить пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук : «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Мы предлагаем детям пальчиковые игры, отражающие реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Например, как: «Домик», «Стульчик», «Лодочка», «Дождик», «Зайчик». Каждое упражнение сопровождается стихами, тем самым развивается речь и чувства, а ритм облегчает процесс восприятия. Пальчиковые игры стали обязательной частью занятия и активного отдыха.
Систематическая работа с детьми по сенсорному развитию дает положительные результаты. Так дети третьего года жизни уже активно выполняют задания, а именно в практической работе происходит накопление представлении о свойствах предметов. Игра, рисование, лепка, конструирование – закрепляют и углубляют знания по сенсорному развитию. Не забываем мы и про мелкую моторику. Мы предлагаем детям сюжетные пальчиковые упражнения : «Распускается цветок», «Бабочка», «Птички», «Птенчики в гнезде». Эти упражнения позволяют изображать предметы, окружающие детей. Также упражнения, требующие от ребенка внимания и сосредоточенности: «Колечко», «Ухо - нос», «Крючочки» и т. д.
Дети с большим желанием повторяют пальчиковые упражнения, запоминают последовательность их выполнения. Используя их как дополнение к занятиям по сенсорному развитию, чувствуется динамика в усвоении предложенного материала.
Способности ребенка должны развиваться в свойственном ему темпе. Мозг готов к каждому виду деятельности в свое время, и это необходимо обязательно учитывать при выборе занятий для детей.
Воспитатель: Пьянкова Л. Ю.