ОЛЬГА ВАРАКСИНА
Консультация для родителей «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вараксина О. Н.
«Заучивание стихотворений с детьми
младшего дошкольного возраста».
Уважаемые родители. Предлагаю Вашему вниманию очень актуальную консультацию на тему: "Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста".
В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания:
Публикация «Консультация для родителей „Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
1) непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить.
Так, во время чтения художественных произведений дети знакомятся с содержанием данных произведений, это доставляет им эстетическое удовольствие, воспитывает нравственные понятия. Дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится. Это — непроизвольное запоминание. Но детей необходимо и учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок раннего и младшего дошкольных возрастов не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.
Дети младшего дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек.
Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить. Например, взрослый с ребенком младшего возраста разучивает потешку:
— Димочка, давай позовем солнышко так: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!» Повтори (или: «Теперь ты скажи»). Мальчик старается повторить слова потешки.
— Как ты хорошо запомнил! (или: «Ты уже почти запомнил!») — ободряет взрослый. В следующий раз взрослый просит:
— Вспомните, как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко. Ребенок пытается воспроизвести слова потешки, если он затрудняется, взрослый помогает.
Итак, приемы произвольного запоминания:
1) повторение текста, 2) припоминание текста.
Художественное поэтическое произведение должно нравиться детям (своей музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием); оно должно доставлять детям эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворенность (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи; им должно быть приятно пережить вновь и вновь те чувства, которые вызвало у них стихотворение);
Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию.
Чтобы детям не скучно было многократно повторять текст, можно использовать элементы игры, например:
— К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка, прочти еще раз стихи для нее!
— Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями.
Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра. Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке, ребенок различает и образы, если в этом помогает ему взрослый. Помощь взрослого состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и взрослый напевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно повторяет. Идет теплый дождик, и ребенок вместе с мамой радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи 3. Александровой: «К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке».
Перед заучиванием произведения, взрослый показывает ребенку предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения, выразительно читает стихотворение и повторяет его. Ребенку 3 лет взрослый предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, взрослый снова читает вместе: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за взрослым целые строфы (2 — 4 строки).
Желаю приятных моментов в заучивании стихотворений со своим малышом.