Александра Суранова
Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи.»
Развитие речи у детей 4-ого г., жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Р. Р. детей играет очень важную роль в воспитании и развитии ребенка в целом. Ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Слово- основная единица языка и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. В этом возрасте активная речь, характеризуется самостоятельным произнесением слов и предложений. По своей инициативе и разнообразным поводам ребенок вступает в общение со взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. Потребность спросить, объяснить, в свою очередь активизирует словарь, (увеличивается в 5-6 р, грамматическую форму высказываний.
Вместе с тем Р. Р. как деятельности еще далеко не совершенно. Дети активно общаются лишь с людьми, им хорошо знакомыми. Они охотно говорят о предстоящем или уже совершенном действии. Однако им трудно сопровождать словами текущую деятельность, например рисовать и одновременно говорить. Сложными предложениями дети пользуются не часто; в обычной речи они составляют 11-15% от обычного числа высказываний. Поэтому особое внимание в работе надо уделять развитию устной речи детей- как основного средства общения. Надо помочь осмыслить что ребенок видит, осязает, слышит: словесно оформить полученные впечатления, установить речевые контакты с окружающим.
За период дошкольного детства ребенок должен успешно и своевременно пройти путь от гуления и лепета, от первых звукоподражаний и простейших слов до ориентировки в звучащей речи, интенсивного накопления словаря, усвоения словообразования всех частей речи.
НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНО ВЛИЯЮТ :
1. Совместное со взрослыми рассматривание картин, иллюстраций, предметов и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов.
2. Вовлечение детей в разговор на определенную тему.
3. Необходимость взрослого целенаправленно и много говорить в течении дня.
4. Внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка помогая вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
О ЧЕМ НАДО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ.
Обо всем,что попадает в поле их внимания и вызывает интерес. Дети этого возраста очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого не останется незамеченной. Играя с детьми, что-то рассматривая или создавая, взрослый должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как делает и что надеется получить в результате.
ФОРМИРОВАНИЮ словаря способствуют различные игры и упражнения.
-«Помогите кукле Кате запомнить посуду»(одежду, мебель, игрушки)
-«Куда что надо положить» (чашку поставить на поднос, платье повесить в шкаф, яблоко положить в вазу).
-«Чей малыш? Чья мама?» (группировать детенышей по принципу взр. животное-детеныш).
-«Назови правильно». (Это большой гриб, а рядом маленький грибочек).
-«Подскажи словечко». (при повторении потешек, сказок, песенок, дети договаривают слова, фразы) и многие другие.
Не надо забывать и о развитии диалогической речи : ребенку надо помочь научиться слушать и слышать вопросы и ответы взрослых и сверстников, быть учтивым собеседником.
Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой. Его речь звучит свободно и естественно. Но стоит ребенку начать читать стихотворение наизусть, как речь становится невыразительной и однообразной, текст проговаривается скороговоркой без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Что же делать?
Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть доступны пониманию ребенка, непременно должны нравиться ему, вызывать при чтении радость.
Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Диалог -это разговор двух действующих лиц. Стихи-диалоги помогают детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни. Что можно предложить? Считалки,потешки, песенки, стихотворения написанные в форме диалога.
Для детей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит и к простоте в чтении стихов.
Большое значение для развития речи ребенка- имеет художественная литература. Формирование интереса у детей к художественной литературе накопление «запаса» любимых сказок, рассказов, стихотворений способствует в свою очередь накоплению словарного запаса детей и конечно активизирует их речь. Читать детям необходимо ежедневно, предлагать детям новые и уже знакомые произведения. Общение ребенка с книгой надо организовать так, чтобы вызвать у него эмоциональный отклик на прочитанное.
КАКИЕ ЖЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ нужно использовать.
В первую очередь знакомим с малыми формами устного народного творчества. Это -песенки, потешки, заклички. «Солнышко-ведрышко», «Наша Маша маленька», «Из-за леса, из-за гор», «Пошел котик на торжок»….Этим литературным миниатюрам присуще четкость, ритмичность, выразительность. Они ненавязчиво передают народный опыт и мудрость, доходчивы и обладают огромными возможностями для организации разнообразных игр (ладушки, водичка, коза-рогатая, как у нашего кота, сидит белка на тележке… и др).
Знакомим детей с русскими народными сказками «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и др.
Знакомим с произведениями отечественных поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Александровой, Барто, Михалкова, Заходера, Токмаковой, Сутеева, Чуковского, Ушинского, Драгунского, Толстого, Бианки, Волкова и другие.
Знакомим с произведениями писателей разных стран: Андерсена, Перро, Киплинга, Родари, Лагерлеф и другие. Чтение необходимо сопровождать наглядностью: показом игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театра, а также учить слушать художественные произведения без наглядного сопровождения.
Немаловажную роль в развитие речи можно отвести развитию кистей рук. Недаром говорят: «Пальчики играют- речь развивают.» Упражнения для кистей, статические и динамические упражнения для пальцев, способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАТИКОЙ?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
-Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
-Когда ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений, а это значит развивается память, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
Пальчиковая гимнастика является неотъемлемой частью в развитии речи детей.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика-Синтез 2011г.
2. Развитие речи детей 3-4 лет. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина М., «Вентана Граф» 2014г.
3. Придумай слово. О. С. Ушакова. ООО «ТЦ Сфера» 2018г.
4. Детский сад и семья. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. М. Мозаика-Синтез 2007г.