Виктория Горина
Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»
▼ Скачать
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Аннотация к книге «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС»
В методическом пособии изложены методические рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, представлены методы и приемы развития диалогической и монологической речи, описаны виды занятий по рассказыванию, представлены конспекты занятий и беседы. На цветной вкладке педагоги найдут серии картинок, картинки и репродукции картин к занятиям.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Рекомендовано воспитателям ДОО, учителям-логопедам, педагогам детских развивающих центров, студентам профильных вузов.
Покупатели 5
Работая логопедом 10 лет, впервые встретила книгу с прекрасно описанной современной методикой развития связной речи дошкольников. Всё конкретно, названия приёмов (используемых в различных видах занятий) выделены жирным шрифтом. Особенно ценно, что автор уделила внимание развитию диалогической речи и представила примерные конспекты бесед с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Описан новый вид работы в подготовительной группе — объяснительный рассказ. Книга чрезвычайно полезна и.
SlickJump®
Реклама: АО «ПРОГРЕСС»
Какие соки максимально полезны для вашего малыша?
Максимально полезными являются только детские соки из натуральных спелых фруктов и ягод. При этом, состав не должен включать сахар, красители и.
Читать далее.
Пособие Нищевой Н. В. предлагает различные методики развития связной речи: диалог, обучение рассказыванию, рассказ по восприятию, описательный, сравнительный, объяснительный и сюжетный рассказы. А также рассказывание по серии картинок и по картине, пересказ, рассказывание по памяти и по воображению. Каждое занятие довольно подножном описано и даются рекомендации для его проведения. Есть упражнение с мнемотаблицей. В середине книге представлены несколько ярких изображений для работы. Издание.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.
В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
SlickJump®
Реклама: АО «ПРОГРЕСС»
Какие соки максимально полезны для вашего малыша?
Максимально полезными являются только детские соки из натуральных спелых фруктов и ягод. При этом, состав не должен включать сахар, красители и.
Читать далее.
Особенности связной речи детей дошкольного возраста
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми в сверстниками создает благоприятные условия для развития речи:. обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главнымобразом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда., причины (потому что.).
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.
Формирование связной речи является весьма важным, а главное нужным этапом в развитии любого ребенка. Наверняка все родители хотят, чтобы их ребенок умел правильно, красиво и понятно для окружающих строить свои высказывания. Кто-то мечтает, чтобы ребенок стал политиком или философом и умел формулировать сложные изречения. Другие же, в свою очередь, хотят, чтобы ребенок умел ясно и просто излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, ориентироваться в любой речевой ситуации и самостоятельно определять содержание своего высказывания. Иногда ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать свое высказывание. Особенно трудно это дается детям с различными речевыми нарушениями. Для этого и пригодятся родителям различные задания, направленные на формирование и развитие связной речи ребенка и его творческих способностей.
SlickJump®
Реклама: АО «ПРОГРЕСС»
Какие соки максимально полезны для вашего малыша?
Максимально полезными являются только детские соки из натуральных спелых фруктов и ягод. При этом, состав не должен включать сахар, красители и.
Читать далее.
Задание№1. Составить рассказ о каком-либо случае, происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.
Задание №2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.
Задание №3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.
(«Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых ошибок составить предложения, употребляя вместо слова летают другие, более характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.
Задание №4. Пересказать короткий текст.
Предлагаются следующие варианты творческих заданий:
-придумать продолжение событий;
— ввести новые персонажи.
Задание № 5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения.
После того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений, переходим к следующему этапу — обучение рассказыванию с элементами творчества:
Задние №1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).
Задание №2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов (Лиса. в густом лесу); отсутствует начало (. живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом.).
Задание №3. Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, или вырезанным по контуру)
Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором и т. д.).
Задание №4. Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»).
Задание №5. Составление предложений со словами из числа названных (мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).
Уважаемые родители, играйте и фантазируйте вместе с вашими детьми!
Очень надеюсь, что подобранные задания будут интересны и полезны для вас и ваших детей!
Введение. Одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение речевого развития детей, что означает овладение ими свободной, связной диалогической и монологической речью как средством общения с взрослыми и сверстниками. Показателями успешного речевого развития выступают умения и навыки выстраивать различные типы связных высказываний. Указанное требование в полной мере распространяется на дошкольников, имеющих незначительные, нерезко выраженные речевые дефекты. Однако сегодня в логопедии развитие связной речи поставлено в зависимость от устранения несформированности языковых структур и предполагает использование репродуктивных приемов, среди которых доминируют многократные повторения образцов. При составлении самостоятельных высказываний детям предлагается копировать стереотипные схемы, а правилам конструирования и особенностям текстов-описаний, понимание которых весьма важно для подготовки к обучению школе, внимания не уделяется. Таким образом, следует пересмотреть укоренившиеся техники обучения детей с речевыми нарушениями устному монологическому изложению.
Цель публикации – обсуждение педагогических условий эффективного формирования связной описательной речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
Методология и методы. Исследование выполнено с опорой на теории речевой деятельности и развивающего обучения, системный анализ особенностей устных вербальных коммуникаций детей и современные представления коррекционной педагогики о структуре речевого дефекта. В процессе работы применялись эмпирические методы наблюдения и педагогического эксперимента.
Результаты и научная новизна. На основе проведенного опытно-экспериментального исследования, в котором участвовали дети 5–6 лет с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи III–IV уровня» (n = 60, доказана необходимость обучения дошкольников с речевыми проблемами не только говорению по аналогии и опорным схемам-моделям, но и формулированию развернутых осмысленных описательных высказываний. Входная диагностика зафиксировала у большинства испытуемых недостаточную сформированность связной описательной речи: у 40% – средний уровень, у 38% – низкий. Благодаря целенаправленной комплексной коррекционной работе, в ходе которой дети осваивали практические навыки составления описаний, показатели более чем у половины дошкольников экспериментальной группы (53,6%) поднялись до высокого уровня. В процессе описания дети учились выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные фразы в последовательное сообщение. В решении каждой речевой задачи были определены приоритетные направления, обеспечивающие наибольшую результативность ее выполнения. Занятия оказали влияние не только на речевое, но и на познавательное развитие детей, стимулировали их речемыслительную деятельность, способствовали активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания и наблюдательности.