Ольга Бажаева
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В три года ребенок проходит определенный возрастной рубеж развития с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка происходят разнообразные изменения:
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
• Происходит формирование желания делать все по-своему. Малышу предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
• Проявляется осознание себя как отдельного человека, что выражается в потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
В этом возрасте ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки, а также 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза.
Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.). Малыши могут уметь повторять за взрослым стишки и песенки, а также знать свое имя и фамилию.
Вам как его родителям важно :
• С терпением и пониманием относиться к проявлениям «своеволия» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
• Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
• Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Очень важно уделять большое внимание беседам, разговорам с ребенком. В современном мире, очень часто общение с ребенком заменяется на игры с телефон и/или другими гаджетами. Темп жизни высокий, зачастую уставшие родители пренебрегают достаточным общением. Но для малыша очень важно выговориться, почувствовать свою важность и значимость. Уже в этом возрасте дети хорошо чувствуют участие, сопереживание, интерес, проявляемый к их проблемам, тревогам, достижениям. Помните, что доверительные отношения с ребенком позволят вашему малышу вырасти успешным, смелым, инициативным.