Елена Мельникова
Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса к окружающему миру через прогулки»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса к окружающему миру через прогулки»
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание познавательного интереса к окружающему миру через прогулки“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Следует отметить, что полноценное общение с природрй, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать ребенка к тайнам природы. Прежде всего следует обратить внимание ребенка на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснять, сообщать. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.
В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Взрослый подсказывает: хорошие «пирожки» получаются из влажного песка, потому что он лепится, сохраняет форму красивых формочек, прилипает к совку. Из сухого песка куличики не получаются, рассыпаются: сухой песок – сыпучий. Зато им можно «рисовать» : набрать песка в мягкий полиэтиленовый флакон из-под шампуня, в пробке которого имеется небольшое отверстие, перевернуть вниз и струей песка создавать рисунок.
Не меньший интерес вызывают у детей камни – малыши любят их собирать, носить в карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите его внимание на свойства камней – твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни.
В летнее время на даче или в деревне, если представится возможность, покажите ребенку природную глину – какой твердой она бывает без воды и какой пластичной становится во влажном состоянии. Из нее можно вылепить разные фигурки, поставить их в тени на сушку, а потом раскрасить гуашью или акварелью.
Большой интерес у ребенка могут вызвать вода, воздух, различные погодные явления, если взрослый сможет использовать во время прогулок удачно складывающиеся ситуации.
Вода знакома ребенку с самого рождения, поэтому игры с ней вызывают интерес в любом возрасте. Важно, чтобы взрослый своевременно показывал новые действия с предметами и, самое главное, научил его наблюдать свойства воды и различные явления причинно-следственного характера, получающиеся от этих действий.
Тазик с водой на дачном участке поможет ребенку понять, что вода прозрачная – сквозь ее толщу видны его ручки, разные предметы на дне. Она льется, плещется, ее можно черпать стаканчиками, переливать в разные емкости – она принимает любую форму. В процессе такой игры ребенок узнает, что одни предметы тонут в воде, а другие могут плавать по ее поверхности. При этом можно использовать не только готовые игрушки (рыбки, утята и пр., Но и разные «бросовые» предметы: ровные скорлупки от грецких орехов, пластиковые крышки, бутылочки, пуговицы, бумажные кораблики, пробки, дощечки и т. п.
Вода интересна в разных естественные состояниях. Понаблюдайте вместе с ребенком, как течет ручей, пробивая себе дорогу среди камней или снега; как падает и шумит водопад; как взлетают ввысь и сверкают на солнце струи фонтана, как расходятся круги на поверхности воды от брошенного камня. Ребенку будет нескучно и в дождливую погоду, если он послушает, как дождь стучит по подоконнику или крыше, посмотрит, как по стеклу льются струйки воды.
Очевидный интерес ребенка можно поддерживать разными опытами с водой, льдом, снегом: вынести ведерко с водой на мороз и посмотреть, как она будет покрываться корочкой льда; принести ведерко со снегом в дом и наблюдать его таяние; сделать из подкрашенной воды цветные льдинки в формочках перед Новым годом.
Не менее интересными могут быть наблюдения за воздухом – невидимый и почти не ощущаемый он совсем непонятен ребенку. Прежде всего можно наблюдать за предметами, которые колышет ветер (ветки деревьев, белье на веревке, одежда и волосы людей, дружно склоняющиеся былинки и пр.) и определять: с какой стороны он дует, сильный или слабый, холодный или теплый. Ребенку интересно наблюдать за вертушкой-ветрячком, которую можно легко смастерить. В ветреную погоду вертушка крутится сама, ребенок может поворачивать ее в разные стороны, определяя направление движения воздуха.
В любое время года с ребенком можно наблюдать явления светотени. В солнечные дни луч света можно пускать маленьким зеркальцем. Ребенок с удовольствием научится делать бегающих «зайчиков», наводить их на разные предметы.
Во время вечерних прогулок с ребенком можно наблюдать закаты солнца: причудливую форму облаков, их необычную окраску, золотистую кромку, пробивающиеся сквозь них лучи, быстрое наступление сумерек, меняющийся облик окружающих предметов.
Осенние прогулки позволяют наблюдать с ребенком красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковер на зеленой траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршанье. Еще интереснее собирать и рассматривать листья: багряные – у клена, калины и рябины, ярко-желтые – у ясеня, липы, тополя. Интересно сравнить их с листьями сирени, которые даже осенью остаются зелеными. Можно собрать букет листьев, прогладить их дома горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положить листья между страницами книги или старо журнала и засушить, чтобы потом сделать гербарий или панно.
Осенью интересно наблюдать за насекомыми – в сентябре они еще летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребенком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелем, снующими муравьями. Можно сказать ребенку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, интересно, что тогда с ними будет? Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребенку поискать жуков, комаров, мух. Может ребенок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). С наступлением холода все они исчезают.
Зимние прогулки с ребенком также можно использовать для воспитания в нем интереса к природе. Снежный покров земли дает много поводов для наблюдений и разговоров: на нем бывает очень много разных следов, о которых можно побеседовать. В городе следы оставляют санки, детские коляски, автомобили, прохожие. Рассматривая их, взрослый задает ребенку вопросы: чьи следы – взрослого или ребенка? Где проехала машина? Это развивает наблюдательность ребенка, побуждает его обращать внимание на мало заметные явления, задавать вопросы.
В городе немало следов животных. Кошки и собаки оставляют разные отпечатки. Нередко на свежевыпавшем снегу можно заметить цепочки маленьких следов мышей. Конечно, многочисленны следы птиц – воробьев, голубей, ворон.
Весенние прогулки всегда сопровождаются очарованием вида возобновляющейся жизни. Ребенку следует не спеша показать гармонию пробуждения природы. Капель с крыш, сосульки, потемнение и уплотнение снега, набухание почек на деревьях и кустах, первые проталины – все может спровоцировать вопросы ребенка, если взрослый обратит его внимание на эти явления. Именно весной следует начинать развивать в ребенке навыки бережного, гуманного отношения ко всему живому – все молодое хрупко, ранимо, не выносит грубого обращении. В городе интересными могут быть наблюдения за появляющимися цветками мать-и-мачехи. Любые размышления и высказывания ребенка побуждают его умственное развитие. Взрослый пояснит ему: всем растениям для жизни нужны тепло, свет, вода, воздух. Зимой холодно и растения «спят». Весной они пробуждаются.
Летом бурно живет вся природа: покажите ребенку как много вокруг зелени и цветов, всевозможных насекомых и птиц, как быстро густеют кроны деревьев.
Если у вас есть возможность выезжать за город, вместе с ребенком вы сможете рассматривать насекомых. Каждое из них по-своему интересны :
• Божьи коровки – очень маленькие жучки, их легко найти среди зелени, они бывают разной окраски.
• Бронзовки или майские жуки нередко встречаются среди травы, они стремительно летают, раскрывая жесткие надкрылья, громко жужжат.
• Кузнечики имеют зеленую окраску, которая их хорошо маскирует в траве; у них замечательные ноги-пружинки, которые их высоко подбрасывают в прыжок; в жаркий день они громко стрекочут.
• Стрекозы возле пруда или речки привлекают внимание своим красивым обликом, стремительным полетом, который позволяет им ловить насекомых; у них большие глаза, мощные челюсти.
Гуляя с ребенком по лесу, покажите ему землянику: где и как она растет. Обратить внимание на ее прекрасный запах. Во время прогулок по лесу ребенок может собирать интересные находки : сосновые и еловые шишки, птичьи перья, небольшие коряжки, гроздья ягод бузины, рябины, колючие шарики репейника. Все это может служить материалом для изготовления игрушек и разных поделок.
Вечерами можно делать вместе с ребенком игрушки и различные поделки из принесенного из леса природного материала. Это могут быть лесовики, ослики, ежики из сосновых шишек. Их еловых шишек и перьев получаются интересные птички. Из репейника можно слепить мишку, зайчика. Из засушенных листьев и сухоцветов можно сделать панно на плотной цветной бумаге или картоне, которые затем оформить в рамку и повесить в детской комнате. Небольшой лист фанеры можно выложить мхом, из веток соорудить шалаш для солдатиков. Можно сделать многое – важно вызвать у ребенка интерес к изготовлению поделок, научить его приемам крепления деталей конструкций с помощью пластилина, проволоки, а затем – игре с готовыми игрушками.
Такая творческая деятельность – и есть пытливое отношение к окружающему миру, наблюдательность, серьезный интерес к природе и радость общения с ней.