Галина Тынянских
Консультация для родителей «Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста"
ВОСПИТАНИЕ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Как часто мы видим, что взрослые люди становятся равнодушными к проблемам других людей, не подадут руку помощи ближнему, если тот упал или поскользнулся. Проходят мимо пожилых людей, которым необходима помощь. Всё это происходит «на глазах» детей. Став взрослыми они так же пройдут мимо, даже не заметив, что кому-то нужна помощь. Что бы наше общество совсем не очерствело, необходимо воспитывать у детей чувство отзывчивости с самого рождения.
Новорожденный ребенок, не может воспринимать речь, но уже чувствует интонацию голоса, ощущает нежность и любовь через руки, биение сердца матери. Нежные прикосновения, способны успокоить плачущего и встревоженного малыша. Поэтому не стоит жалеть для него ни объятий, ни поцелуев. Все это даст ему чувство защиты, покоя и любви. Обычно такие дети вырастают уверенные в том, что они нужны и любимы.
Сейчас стало не модным быть добрым. Но, тем не менее, всем нам нравятся добрые и отзывчивые люди. Но если в семье нет дружелюбной атмосферы, согласитесь, ребенку трудно стать добрым и отзывчивым.
Что же такое отзывчивость?
Отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Отзывчивость у дошкольников понимается нами в первую очередь как:
• умение откликаться на события, происходящие вокруг нас;
• сопереживать окружающим людям, животным
• соотносить факты с жизненным опытом на примере чтения художественной литературы, просмотра мультипликационных фильмов
• воспитывать эмоциональный отклик на боль другого человека или живых существ.
Как же воспитать у дошкольников отзывчивость?
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если мы пойдете таким путем в воспитании, то в сердцах наших детей поселятся чуткость и благодарность к людям. Уроков воспитания отзывчивости потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении и конечно в детском саду.
Нужно создать доброжелательную обстановку в группе. Прежде всего мы начали с себя и стали следить за интонацией голоса, старались его не повышать, говорить тихо, быть доброжелательными, спокойно решать детские конфликты, иногда это давалось с трудом. Но мы помнили, главная задача – это воспитание у детей отзывчивости.
Затем стали подбирать художественную литературу по данной теме, подобрали иллюстрации и игры по теме. Стали чаще обращать внимание детей на их поведение, внешний вид, старались замечать каждую мелочь в отношениях между детьми. Прививали культуру общения детей между собой и взрослыми, т. е умение воздерживаться от грубых слов, жестов, шуток и замечаний, которые могут обидеть другого ребенка. Всегда интересовались эмоциональным состоянием детей, предлагали им отметить свои эмоции в уголке настроения, беседовали с ребенком индивидуально, узнавали, что его обрадовало или расстроило, вызвало злость, старались его поддержать, вывести из этого состояния, учили детей замечать эмоциональное состояние друг друга. В своей работе используем разные методы, в первую очередь конечно же игра ведь в игре ребенок получает свои первые знания.
На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности следим за правильной реакцией детей в ответах на вопросы воспитателя, предотвращаем усмешки и иронию по отношению друг к другу.
Часто проводим нравственно-этические беседы, где рассматриваем иллюстрации, вызываем у детей эмоциональное переживание, дети по внешним признакам учатся определять внутреннее состояние человека для того, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении.
Важно создание проблемных ситуаций, постоянные упражнения в добрых поступках, вот несколько таких вопросов – ситуаций.
1. У тебя хорошее настроение. Почему?
- потому что мама улыбается.
-потому что светит солнце.
2. Нужно ли дружить?
- с мальчиком, который дерется?
- с девочкой, которая рвет книги?
Использовать игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы ребенок начал отличать хорошие и плохие поступки, явления.
С детьми подготовительной группы пекли печенья назвали его «Добродетель». Раздавая печенье ребенок назвал одну из добродетелей.
Читали короткие произведения таких авторов как Л. Толстой «Косточка»; «Котёнок»; «Лев и собачка» К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», «Дети в роще», «Гадюка»; В. Осевой «Сыновья», «Просто старушка», «Отомстила», «Синие листья», «Волшебное слово»; М. Тихонова «Три товарища»; Ю. Коваль «Алый»; В. Катаев «Цветик-семицветик», положительным героям ребята стараются подражать и постепенно понимают. что такое взаимопомощь, дружба, ответственность, учатся помогать друг другу, стараются помочь и взрослым.
Ничто так не сплачивает, как коллективный труд. Работая рядом, дети учатся ответственности, распределять зоны группы между собой, учитывать интересы каждого, проявлять усердие и старание, желание помочь взрослым, по окончании любуются полученным результатом и долго поддерживают порядок в групповой комнате
В своих группах мы подобрали настольно-печатные игры, которые учат детей отзывчивости, развивают словарный запас детей, например, показываем карточку с ребенком, который поранил колено, спрашиваем «Что уместно при этом сказать?»; «Хорошо – плохо» (о поведении детей в общественных местах); «Составь предложения с добрым словом (приветливым, нежным и др.). Дети нашей группы любят разгадывать ребусы и кроссворды. Игры с мячом «Скажи ласково»; «Как я помогаю дома». Сюжетно-ролевые игры «Больница»; «Семья»; «Моряки», совместно с детьми мы на ватмане нарисовали полянку, куда приклеиваем цветы синего и красного цвета по количеству добрых дел мальчиков и девочек, затем в конце недели подводим итог, кто больше сделал добрых дел.
Заботимся о малышах, изготавливаем им подарки, приходим в гости, помогаем навести порядок в групповой комнате, помогаем одеться, показываем спектакли, такие как «Лиса и журавль»; «Два жадных медвежонка». Малыши при виде таких помощников, сразу успокаиваются и с интересом наблюдают за такими «няньками», с удовольствием с ними играют.
Рождаясь, ребенок мало что знает об окружающем мире и многое зависит от взрослого, как ребенок будет вести себя в дальнейшем. Огромная роль в воспитании отзывчивости отводиться семье. Необходимо родителям дать несколько советов по воспитанию отзывчивости у ребенка. Например, идет мама с магазина, пусть скажет малышу, что ей тяжело нести, попросит помочь ей, пусть даст посильную ношу, после этого обязательно похвалит ребенка и расскажет папе, как он ей сегодня помог. Если вы чем -то расстроены, не скрывайте свои чувства, поплачьте, если ребенок подошел пожалеть вас-не гоните, а просто понятно объясните, что вас обидели и вам очень плохо, поэтому плачете, увидите, как ребенок обнимет вас и даже посоветует, что он сделал, когда ему было плохо.
На самом деле дети очень чуткие и восприимчивые. Они чувствуют, когда дома хорошая атмосфера, а когда обстановка напряжена. И тогда стараются держаться от взрослых подальше, занимаясь своими игрушками. Если мама чутко улавливает состояние ребенка, если бережет и под-держивает эмоциональную связь с ним, то это дает ребенку ощущение уверенности и безопасности, и он откликается ответным теплом и чуткостью. Играйте с детьми, рассказывайте стишки, байки, прибаутки, пойте песенки. Дети очень любят, когда родители разговаривают, кажется, что они впитывают каждое слово, каждую интонацию. Не ленитесь, давайте ребенку позитивное общение.
Отзывчивость делает людей добрыми, благородными и умными. На этих людей можно положиться, им можно доверить самое сокровенное, они никогда не будут смеяться, если Вы попали в неловкую ситуацию, посочувствуют и придут на помощь в нужный момент. Согласитесь, никто не отказался бы от такого друга. Так давай те же воспитывать отзывчивость не только в детях, но и в себе.
Литература:
1. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др. / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1989
2. Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПс. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
3. Т. А Крылова, А. Г Сумарокова Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет – СПб. : Речь, 20