Жанна Сухина
Консультация для родителей «Воспитание любви к Родине посредством природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пробуждение и формирование чувства патриотизма - одна из самых главных задач воспитания. Процесс формирования человека идет постепенно. Он требует долгих лет родительского и педагогического труда. Его истоки - в открытии красоты родного края, в осознанном отношении к окружающей действительности. И для того, чтобы это святое слово - Родина прозвучало в сознании каждого, для того, чтобы - преданность Родине, её идеалам вошла в жизнь ребенка естественно, сильно, навсегда, взрослые должны быть не только рядом, но умело и бережно помогать малышу, с каждым днем его жизни делать новый шаг к пониманию окружающего мира. Родная природа один из сильнейших факторов воспитания любви к Родине. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, т. к. в её образах воплощается Родина. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание любви к Родине посредством природы“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию детей красотой : от любования прекрасным к пониманию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты, через красивое к человечному. Таков путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения и в отношениях с людьми. Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей, птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа - не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развитая более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, патриотизма, добросердечности, сочувствия Поведение ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершает отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросает их, мучают – «ласкают» котенка и пр.) Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое, осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к животному». "Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльям и улетает, что его боятся, и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первая причина зла".
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственное - эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Педагоги, работающие с дошкольника отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, а в совокупе, воспитание более глубокого чувства - формирование любви к Родине через природу, зависит от согласованности усилий и единства третребований детского сада и семьи. У дошкольников часто преобладают эгоистические утилитарные мотивы общения с объектами природы. (Я люблю с собакой играть. Я свою кошку в одеяльце заворачиваю, и бантики завязываю. Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать) тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке». Большое значение имеют просмотрим телепередач про животных. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют взимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий, и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят её. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в красную книгу, познакомить ребенка с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы, целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативном (не рвать, не топтать, не ломать, а в позитивной форме (как помогать, заботиться, беречь).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой почувствовать её пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает песни птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе, а через неё любви к Родине.