Александра Бочарова
Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»
Консультация для родителей "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"
Тема: «Духовно-нравственное воспитание ребенка посредством русской народной сказки».
Цель: проконсультировать родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей второй младшей группы посредством русской народной сказки.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Задачи: активизировать внимание родителей к вопросам воспитания ребенка с помощью сказок.
Ход консультации:
Вводная часть
– Духовно-нравственное воспитание детей с помощью сказок сегодня особенно актуально, так как сегодня в обществе утрачены многие духовно-нравственные ценности и ориентиры. В настоящее время авторы зачастую превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует находить в воспитании детей время для общения со сказкой – искренней, доброй, открытой для восприятия и развития чувств.
Основная часть
Посредством русской народной сказки происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире; развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями.
Посредством русской народной сказки маленькими детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, добро – зло, бескорыстие – жадность.
Для духовно-нравственного воспитания необходимо использовать русские народные сказки, содержание которых соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей, учитывать уровень их развития.
Народная сказка не дает прямых наставлений детям, типа «слушайся старших, уважай их» и т. п., но в ее содержании всегда заложен урок, вывод, мораль, которые постепенно воспринимаются, понимаются и усваиваются дошкольниками как критерии нравственности. Например, русская народная сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: слушайся родителей, в лес один не ходи, не отчаивайся, если стало трудно, пробуй преодолевать сложности. Сказка «Теремок» учит дружить, оказывать помощь в беде, объясняет, что все в этом мире имеют право на счастье и теплые отношения со стороны окружающих. Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывают уважительное отношение к старшим, учат детей не бояться трудностей, быть смелыми и смекалистыми. Страх и трусость высмеиваются в народной сказке «У страха глаза велики»; в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев» показана хитрость героини, ее способность находить пути выхода из трудных ситуаций. Трудолюбие, отзывчивость, вера в добро и другие духовно-нравственные качества в русских народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», а забота о других людям всегда поощряется («Бобовое зернышко»).
Заключительная часть
– В русской народной сказке раскрывается вся «цепочка» воспитания духовно-нравственных качеств у ребенка : запрет – нарушение – кара; соблюдение – выполнение – добро, радость, уважение к личности, честь и хвала. Русская народная сказка изначально содержит в себе нравственное начало, нравственные ориентиры и ценности. Сказка содержит все приемы воздействия на маленьких слушателей: присказки, заставки, юмор, веру в добро и счастливый конец всем «страданиям» сказочных героев. Русская народная сказка учит главному : лишь тот, кто трудится, старается, верит в добро и справедливость, в счастье, – всегда будет иметь награду за терпение и старание. Поэтому сказка имеет такой значимый духовно-нравственный потенциал.
В сказке, как и в этике, существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных, нравственных требований ассоциируется у детей с добром. Нарушение же моральных и нравственных требований воспринимается детьми как зло. Апеллируя к этим основным нравственным категориям (добра и зла, «педагоги дошкольных учреждений всегда имеют возможность выстраивать формы и методы формирования нравственных качеств у дошкольников»