МААМ-картинки

Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем»

Елена Лукина
Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Вместе играем — речь развиваем»

Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

Публикация «Консультация для родителей „Вместе играем-речь развиваем“» размещена в разделах

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.

Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.

Характеризуя речь детей от шести до семи лет в норме, нужно отметить,

что словарь ребенка увеличивается до 3000-5000 слов. Но их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает :

• звукопроизношение ( может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков : замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

• фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.

• фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.

• лексико-грамматическое развитие - наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребёнка к школе.

Игры, позволяющие научить ребенка

прислушиваться и узнавать неречевые звуки.

Игра «Что ты слышишь?».

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Шумящие мешочки».

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Где позвонили?»

Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

Игра «Что, где, как?»

Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик,кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

Игра «Угадай, что звучит».

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.

Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игры, развивающие фонематическое восприятие

Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.

Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы общего типа школу. У нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

Появляющиеся в начальных классах нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.

Чтобы ребёнок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, грамотно писал, ему необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Для этого необходимо развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка) :

• различение гласных – согласных звуков;

• различение звонких- глухих, твердых-мягких звуков;

• различение порядка звуков в слове

Кроме того, ребёнку необходимо интенсивно развивать словарь и овладеть правильным звукопроизношением.

Родители должны всегда помнить, что учиться - играя вместе, всегда веселее!

Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».

Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.

Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

• Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

• Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

• Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей) .

• Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

• На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

• Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.

Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

• Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)

• Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)

• В огороде до сих пор под землею… (помидор)

• Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)

• Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)

• Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)

• Покраснел он, наконец, круглый мягкий…

Игра «ДОБАВЛЯЛКИ».

Взрослый называет слово и предлагает ребёнку

добавить звук в начало или конец этого слова.

• РОЗА + (Г) =ГРОЗА СТОЛ+ (Б) =СТОЛБ

• РУБКА +(Т) = ШАР+(Ф) =

• ДАР +(У) = ПАР+ (К) =

• КЛАД+(С) = ПОЛ+ (К) =

Игра «ЗАМЕНЯЛКИ».

Взрослый предлагает заменить в слове один звук.

• КИСКА – МИСКА

• ЗУБЫ – ДУБЫ

• ПЕСОК – ЛЕСОК

• НОРКА – КОРКА

• СВЕТ – ЦВЕТ

• РАМОЧКА – МАМОЧКА

Игра «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ».

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

• Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

• Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач.)

• Подбери слово, чтобы первый звук был бы «к», а последний –«а».

• Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.

Игра «Шутки – минутки».

Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

• Хвост с узорами.

Сапоги со шторами.

• Тили – бом, тили – бом.

Загорелся кошкин том.

«Чистоговорки».

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

• Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).

• За-зу-за - уходи домой, ко. (за).

• Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).

• Де-де-те - сядем в темно. (те).

• Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).

• Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).

Игра «Сколько звуков».

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Отгадай слово».

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).

Игра «Доскажи словечко».

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

• На ветке не птичка –

Зверёк – невеличка.

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это?. (белка)

• Ты не бойся.

Это (гусь)

Я сама его боюсь.

• Роет землю старый (крот).

Под землёю он живёт.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка. Игры для детей 3–4 лет» 1. игра «Какой, какая, какое» - снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д., - человек (вежливый, замечательный,.

Играем в театр — развиваем речь «Волшебный край!» - так назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. чувства великого поэта разделяют и взрослые и дети, соприкоснувшиеся.

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми Задачи: 1. Закрепить.

Консультация для родителей «Лепим, играем, речь развиваем» Консультация для родителей «Лепим, играем, речь развиваем» С каким умилением мы, взрослые, слушаем речь совсем маленьких детей. Их речь.

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь» Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка? В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С пальчиками играем-речь развиваем» Известный исследователь и педагог детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались.

Сценарий игрового тренинга для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» Сценарий игрового тренинга для родителей «Играем.

Играем пальчиками-развиваем речь Играем пальчиками – развиваем речь. Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем»
Опубликовано: 31 января 2017 в 19:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД