Елена Лукина
Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вместе играем — речь развиваем»
Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Публикация «Консультация для родителей „Вместе играем-речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.
Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.
Характеризуя речь детей от шести до семи лет в норме, нужно отметить,
что словарь ребенка увеличивается до 3000-5000 слов. Но их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает :
• звукопроизношение ( может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков : замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
• фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.
• фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.
• лексико-грамматическое развитие - наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.
Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребёнка к школе.
Игры, позволяющие научить ребенка
прислушиваться и узнавать неречевые звуки.
Игра «Что ты слышишь?».
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Шумящие мешочки».
Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Где позвонили?»
Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
Игра «Что, где, как?»
Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик,кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
Игра «Угадай, что звучит».
Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.
Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Игра «Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игры, развивающие фонематическое восприятие
Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы общего типа школу. У нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Появляющиеся в начальных классах нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.
Чтобы ребёнок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, грамотно писал, ему необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Для этого необходимо развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка) :
• различение гласных – согласных звуков;
• различение звонких- глухих, твердых-мягких звуков;
• различение порядка звуков в слове
Кроме того, ребёнку необходимо интенсивно развивать словарь и овладеть правильным звукопроизношением.
Родители должны всегда помнить, что учиться - играя вместе, всегда веселее!
Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
• Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
• Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
• Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей) .
• Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
• На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
• Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.
Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
• Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
• Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)
• В огороде до сих пор под землею… (помидор)
• Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)
• Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
• Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)
• Покраснел он, наконец, круглый мягкий…
Игра «ДОБАВЛЯЛКИ».
Взрослый называет слово и предлагает ребёнку
добавить звук в начало или конец этого слова.
• РОЗА + (Г) =ГРОЗА СТОЛ+ (Б) =СТОЛБ
• РУБКА +(Т) = ШАР+(Ф) =
• ДАР +(У) = ПАР+ (К) =
• КЛАД+(С) = ПОЛ+ (К) =
Игра «ЗАМЕНЯЛКИ».
Взрослый предлагает заменить в слове один звук.
• КИСКА – МИСКА
• ЗУБЫ – ДУБЫ
• ПЕСОК – ЛЕСОК
• НОРКА – КОРКА
• СВЕТ – ЦВЕТ
• РАМОЧКА – МАМОЧКА
Игра «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
• Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
• Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач.)
• Подбери слово, чтобы первый звук был бы «к», а последний –«а».
• Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.
Игра «Шутки – минутки».
Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
• Хвост с узорами.
Сапоги со шторами.
• Тили – бом, тили – бом.
Загорелся кошкин том.
«Чистоговорки».
Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
• Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).
• За-зу-за - уходи домой, ко. (за).
• Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).
• Де-де-те - сядем в темно. (те).
• Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).
• Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).
Игра «Сколько звуков».
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Отгадай слово».
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).
Игра «Доскажи словечко».
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
• На ветке не птичка –
Зверёк – невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?. (белка)
• Ты не бойся.
Это (гусь)
Я сама его боюсь.
• Роет землю старый (крот).
Под землёю он живёт.