Наталья Борисова
Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка
Определяют четыре стиля общения матери и ребенка.
1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку.
Этот тип можно назвать «Оптимальным».
Публикация «Консультация для родителей „Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями.
Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать план повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным.
Этот стиль общения назван «Мама молчит, ребенок говорит».
3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, а ребенок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица.
Этот стиль назван «Оба молчат».
4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет.
Этот стиль назван «Мать агрессивна».
При любой форме материнской депривации (лишение ребенка в какой-то степени общения с матерью) количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5–2 раза. Также можно с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств.
Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечается гиперкинез (непроизвольные насильственные движения разных групп мышц, нарушение мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.
Логопед и воспитатели могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки», сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.
Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают, речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может подержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно.
Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.