Дронова Ольга Евгеньевна
Консультация для родителей «Влияние современных игрушек на развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов. Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Самая древнейшая из всех игрушек - это кукла.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние современных игрушек на развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Самая известная в мире кукла XX века - это всем известная Барби. Возьмите любую куклу “до эпохи Барби” : малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, – и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустяк, а на самом деле поистине революционный переворот. Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает “дочку”, кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины – материнство. С Барби же в “дочки-матери” толком не поиграешь. Какая из нее дочка? Нет, это скорее игра во “взрослую жизнь”, для которой, кстати, в “империи Барби” предусмотрена масса атрибутов: особняки и машины, кареты, бассейны с зонтиками и лежаками, мужья и любовники…
К слову сказать, Барби сегодня уже не так модна, сегодня на пике популярности кукла Братц. Усовершенствованная Барби имеет искаженные пропорции (которые делают её похожей больше на насекомое, а не на человека: огромные глаза и губы, тонкие ручки-ножки на коротком торсе, почти отсутствует нос). А туфли у нее снимаются с частью ноги!
В последнее время в моду стали входить куклы изображающие персонажи потустороннего мира, которые пользуются популярностью среди представителей различных субкультур. Коллекционные куклы Living Dead Dolls (Живые мёртвые куклы) от Эда Лонга и Дамиана Глонека. Успешно выпускаются и продаются вот уже в течении 10 лет.
Недавно эти куклы в небольших количествах стали появляться в российских интернет-магазинах. Это коллекционная серия создана, как говорят на любителя, но неисключено что после просмотров мультфильмов про приключения инфернальных существ ребёнок может заинтересоваться подобной продукцией.
Рынок игрушек изобилует оригинальностью, создавая новые интерпретации привычных нам кукол. Дело в том, что это не просто модель человека с разноцветными волосами и ярким макияжем — это монстры, по другому назвать сложно. Среди них дочь Зомби или Френки Штейна, Дракулаура — подружка вампира, девочки-оборотни и прочая нечисть. «Демоническая внешность» таких куколок продумана очень тщательно: синюшная кожа, иногда и чешуйчатая; клыки, рога, безобразные когти и шрамы. Стоит ли упоминать, что эти дамы абсолютно не пропорциональны: огромные головы и дистрофичные тела. Как подобает современному кукольному набору, к основной игрушке прилагаются аксессуары: скелеты домашних животных, цепи, дополнительный набор «вульгарной» одежды, на который даже смотреть стыдно. Как атрибут сна вместо кроватки для девочек-монстров предлагают гроб.
Современные тенденции в индустрии игрушек явно сократили возможность увидеть на магазинных прилавках куклу с приятной внешностью. Необходимо отметить ещё один вариант человекоподобной игрушки : в образе кукол стирается граница между человеком и животным. Из тех, что можно увидеть в наших магазинах — девочка-собака. Примечательно, что в набор традиционных аксессуаров для этой игрушки включён ни кто иной, как собака. Для девочки-собаки. Также, дикой популярностью среди детей пользуются девочки-пони и девочки-пчёлы.
Не менее актуальна тема игрушек для так называемого “полового воспитания”, которые в последнее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для “половой самоидентификации ребенка”. Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети “самоидентифицировались” без подобных игрушек?
В Челябинске в продаже были обнаружены куклы-гермафродиты. Они имели лица девочек и тела мальчиков. Подобные игрушки негативно сказываются на нервном и психическом здоровье ребенка. Куклы с двойственными половыми признаками могут стать причиной возникновения в будущем нервных расстройств и сексуальных отклонений, поскольку именно в 2–3 года у ребенка начинает формироваться самоидентификация. Кукла мальчик-девочка может негативно сказаться на этом процессе.
На самом деле подобные игрушки – одно из начальных звеньев в цепи мероприятий, направленных на сокращение рождаемости. В разработке этой политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. “Игрушки для полового воспитания” действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие “прогрессивным” журналам, а их прямую противоположность.
Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом “чудовище”. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет – с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием “некрасивый”, добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.
А ведь детское сознание недаром так устроено, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или – или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сперва нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь.
К психологам все чаще приводят детей, которые не могут адаптироваться к коллективу сверстников, постоянно вступают в конфликты и не удерживаются даже в дорогих частных школах. И когда специалисты начинают разбираться, нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен. Просто он подражает своим любимым киногероям, воспроизводит модели поведения, которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все еще раньше, с выбора игрушек.
Мягкие игрушки, пик популярности которых в нашей стране пришелся на 90-е гг. XX века, тоже порой поражают неестественными формами и цветами, зачастую еще и некачественными мелодиями, которые издаёт игрушка при нажатии. Здесь следует избегать двух крайностей – игрушки не должны быть точной копией живых со стеклянными глазами, потому что встречались случаи детского испуга и даже энуреза, когда ребенок уверял маму, что игрушки по ночам живые и могут укусить. Вторая крайность – это отсутствие малейшего сходства – розовые зайцы и фиолетовые собаки, которые, если им чуть прижать или вытянуть уши, могут походить на совсем другое животное.
Горячие споры в интернете вызвала новая игрушка компании Lego, в которой изображены легионеры, которые распинают Христа. Сложно представить, что можно ждать от детей, которые играют в казнь, даже если опустить вопросы веры, так как не все семьи воспитывают детей в духе Православия.
Конечно же, родители, покупая очередную игрушку, хотят порадовать свое дитятко. Но будьте благоразумны и проанализируйте, какой вред может принести та или иная игрушка ребенку. И помните, что то, что смотрят наши дети по телевизору, то с чем они играют должно воспитывать в детях лишь положительные качества. Вспомните советские игрушки и мультфильмы. В каждом из них была мораль, воспитывающая в детях чувство доброты, заботы, достоинства, чести, ответственности.
Там не было ни зла, ни агрессии, ничего что могло бы навредить ребёнку. Добро всегда побеждало зло, сейчас же отличия между добром и злом почти перестали существовать.
Искажённые гримасы становятся «милыми и симпатичными», причинение боли и даже убийство - естественным. Это, в сущности, касается виртуальной реальности, когда ты ежедневно убиваешь тысячи компьютерных монстров, а сам не чувствуешь боли. И самая главная опасность, которую таит в себе не естественно красочный мир компьютерных игр заключается в том, что ребенок, лишенный живого общения, не проходит так сказать, «школу жизни» и привык жить в мире, которого не существует, который кардинально отличается от реального.
Воспитательная задача и ответственность родителей в том, чтобы минимизировать негативное воздействие на детей. Следует более внимательно и серьёзно подходить к выбору игрушек для своих или чужих детей, объяснять, комментировать и играть совместно, что даст незаменимый опыт и возможность усвоить много нового, важного и полезного для всех участников игры.
Особенно полезно создавать игрушки своими руками, приглашая поучаствовать в процессе ребёнка. Спроектировать и выполнить их не так уж и трудно, тем более вместе с ребёнком процесс выполнения несёт воспитательный характер.
И не нужно тратить деньги на некачественные вещи, которые со временем всё равно выкидываются. Сам процесс создания - это и игра и обучение. Материалами может служить любая «ерунда», кусочки лоскутов, бумага, пуговицы и т. д.
Не говоря уже о изобилии природных материалов - шишек, камушек, веточек и прочем.
Какое всё-таки удовольствии с любовью смастерить, пусть даже незначительную вещь, для своего ребёнка. Сколько радости принесёт такая вещица!
И что немаловажно понять родителям - любой игре надо научить. Недопустимо оставлять своё чадо одного в обществе игрушек, пусть даже самых лучших. Не виноват ребёнок в том, что не умеет обращаться с куклами и зверушками.
Прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни.
Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.