Динара Гибадуллина
Консультация для родителей «Веселые игры со звуками»
Консультация для родителей «Весёлые игры со звуками»
Уважаемые родители!
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания.
Публикация «Консультация для родителей „Веселые игры со звуками“» размещена в разделах
Предложите ребенку поиграть в следующие игры
“Запретное слово”
Ребенку предлагается повторить за взрослым все слова, кроме одного, например “лампочка”.
“Будь внимательным”
Ребенку предлагается поднять руку (хлопнуть в ладоши, сделать шаг вперед и т. п., когда он услышит заданный взрослым звук. Повторяется несколько раз с разными звуками.
“Определи место звука в слове”
Какой первый звук в слове “утка”? Последний звук в слове “кенгуру”? На каком месте стоит звук [У] в слове “паучок” (в начале, середине или конце слова?
“Подбери слово”
Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука ( например: [а], [о], [и], [у], [м] [п], [т], [н], [к], [б]).
“Гласные в слове”
Ребенок выделяет и записывает только гласные буквы в слове ( например: мама, диван, утка, дым).
“Картинки для буквы”
Ребенок закрывает карточку той буквой, которая будет первой при написании этого слова. Например, картинка с изображением утки закрывается буквой “У”. Определение звука в начале слова проводится в двух вариантах:
По слуху, когда слово произносится взрослым;
После самостоятельного произнесения.
“Домики”
Из большого количества картинок ребенок выбирает только те, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше домика.
“Сложить слова из первых звуков”
Ребенок определяет первый звук в каждом из предложенных слов, из них составляет слова.
“Путаница”
Взрослый медленно читает короткие стихи, в которых одно слово неправильное. Ребенку нужно отгадать, что это за слово. Например:
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну…
К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня: он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
Предлагаем Вашему вниманию игры и рекомендации, которые помогут развить у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки речи) и умение анализировать и синтезировать слова.
"Скажи как я".
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять конкретный звук при произнесении слова.
"Назови первый (последний) звук в слове"
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый (последний) звук в слове.
"Назови слово на заданный звук"
Игра также проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
"Найди место звука в слове"
Чтобы ребёнку было интересно, сделайте из цветной бумаги дорогу, разделите её на три части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы вместе будете передвигать по дороге. Определитесь, место какого звука, и в каком слове Вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссок, носсс, миссска). Если звук слышится в начале слова, то игрушка оказывается в начале дороги. Если звук слышится в середине (конце) - игрушка передвигается до середины (конца) дороги и останавливается там.
Предположим, что ребёнок научился называть слова на заданный звук, определить место звука в слове. Но это ещё не значит, что он научился звуковому анализу. При проведении такого анализа нужно назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте вместе с ребёнком звуковой анализ слова. Например, слова "мак".
"М-м-мак" (подчёркнуто артикулируется звук "м") - скажи как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Возьми жетон, который обозначает согласный твёрдый звук "м" и положи его под картинкой.
"Ма-а-ак" - скажи как я. Какой звук ты слышишь после звука "м"? Какой это звук? Почему? Возьми жетон, который обозначает гласный звук "а", и положи его также под картинкой справа от первого жетона.
"Мак-к-к" - скажи как я. Какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Почему? Возьми жетон, который обозначает согласный звук "к" и снова положи его под картинкой после жетона, обозначающего звук "а".
Назови все звуки в слове "мак" по порядку. Какой первый звук в слове "мак"? А какой в этом слове последний звук? Где находится звук "а" : в начале, в конце или в середине слова? Назови гласный звук в слове. Назови согласные звуки в слове. Какие они: твёрдые или мягкие? Сколько всего звуков в слове "мак"?
При звуковом анализе получается красочная схема.
Теперь Вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.
Чтобы развить звуковой синтез, играйте с ребёнком в игру «Угадай слово»
Вы называете отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово.
Успехов Вам и Вашим детям!