Екатерина Абрамцова
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет»
С появлением в семье ребенка, родителям приходиться сталкиваться
с новыми задачами. Стоит задача не только дать материальные блага, но и
вырастить из ребенка личность, с хорошим физическим и психическим
здоровьем, чтобы в будущем самостоятельно смог реализовать свой
собственный потенциал. Для этого родители и окружающие его люди
(врачи, педагоги) с самого рождения ребенка, занимаются его всестороннем
развитием, в соответствие с возрастными особенностями. Всестороннее
Публикация «Консультация для родителей на тему „Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
развитие подразумевает под собой «дружное» развитие всех сторон :
физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное, творческое,
духовное и т. д. Между всеми этими сторонами должен соблюдаться баланс.
Всестороннее развитие дошкольного возраста создает фундамент, для
успешного будущего обучения в школе.
С введением Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) образование в дошкольном образовательном учреждении
(ДОУ) рассматривается не как предварительный этап перед обучением в
школе, а как важный период в жизни ребёнка, как важный этап на пути
непрерывного образования в жизни человека. В ФГОС предоставлены
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, одним
из немаловажных является «У ребенка развита мелкая моторика».
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами
рук.
В наше время все чаще начала возникать, такая проблема, что детям
нужны дополнительные занятия со специалистами (логопедами,
педагогами, так как имеются проблемы с речью, памятью, с плохим
вниманием на уроках, тем самым упущение нужных знаний.
В дошкольном возрасте нужно обращать внимание на развитие
мелкой моторики, когда ребенок пойдет в школу, он должен на этот момент
владеть определенными знаниями и навыками, соответствующие
возрастным особенностям, которые прописаны во ФГОС. Если у
ребенка плохо развита мелкая моторика рук, то он начнет отставать от
сверстников и тем самым ему сложнее будет учиться в школе, а далее и на
работе. Причиной плохо развитой мелкой моторики может послужить
нарушение одного из звеньев мелкой моторики, которые должны «дружно»
работать: костная-мышечная, нервная и зрительная системы. Будут
проявляться трудности в речи, тем самым в коммуникации с детьми и
взрослыми; нарушение психических высших функций, ребенку будет
труднее сосредотачиваться на учебном процессе и усваивать информацию.
Многие ученые занимались развитием мелкой моторики. И. М.
Сеченов опроверг теорию того, что наследственность отвечает за движение
рук, утверждая, что движение рук складывается в процессе воспитания и
учения как итог связей между такими процессами, как осязание, зрение и
мышечного улучшения в процессе долгого контакта с миром. Было
доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления.
И. П. Павлов выдвигал гипотезу о том, что если развивать функции
рук, то одновременно будет развиваться речь, интеллектуальное развитие,
так как речь связана с мышлением. Упражнения для пальцев рук является
сильным возбужденным фактором для коры больших полушарий,
поскольку активно поднимает её функциональное состояние. Так же
связь между развитием движений рук и развитием речи увидели Мария
Монтессори, М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев. Так же В. М. Бехтерев
доказал, что движение рук помогает снять умственную усталость.
В. А. Сухомлинский утверждал, что мелкая моторика влияет на
интеллектуальное развитие ребенка : «ум ребенка находится на кончике
пальцев», «чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Н. А. Бернштейн определил «координацию тонких движений пальцев
рук. как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа
иными словами, превращение его в управляемую систему».
Так же проводились исследования в лаборатории Т. П. Хризманом и
М. Н. Звонаревой, ими было замечено что, когда ребенок выполнял
ритмические движения пальцами, у него сразу же возрастает деятельность
лобных и височных отделов мозга. Тем самым доказав, что проекция руки
основная речевая зона мозга.
Изучив доказанные теории педагогов, психологов, ученых можно
сделать выводы, что мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы,
которая взаимосвязана с развитием речи, а также отвечает за развитие
памяти, внимания и словарного запаса ребенка. Развитие мелкой моторики
рук оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка, так как
у ребенка одновременно совершенствуются самостоятельность,
артикуляционный аппарат, формируется мышление, логика, воображение,
наблюдательность и много другое.
Формирование двигательных функций, происходит, когда ребенок
взаимодействует с окружающим миром. Ребёнку трудно поворачивать и
вращать запястье, поэтому он работает всей рукой от плеча. Из-за этого
ребенок очень утомляется, нужно помочь ребенку овладеть движениями
запястья. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики,
следовательно, хорошо развиваются все высшие психические процессы:
память, мышление, воля, социальные эмоции, речь.
Развитие мелкой моторики с развитием речи тесно связаны, так как
зоны коры головного мозга, расположены очень близко друг к другу.
Активируя зоны мозга, которые работают при развитие мелкой моторики,
активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь.
Ребенок, у которого плохо развита мелкая моторика будет часто
утомляться, ему трудно будет выполнить данные для его возраста задания.
Ребенок будет отставать от сверстников, тем самым может пострадать, и
самооценка. Поэтому начинать развивать мелкую моторику нужно с
младенчества.
В норме у ребенка до трех лет должна уже определиться ведущая рука.
Ребенок уже умеет поднимать и держать чашку, рисует «каракули», красят
пальцем, пробуют использовать ножницы, любят играть с глиной и песком.
В три года в большинстве случаев ребенка отдают в дошкольное
образовательное учреждение и у детей начинаются занятия по
продуктивной образовательной деятельности, рисование, лепка,
аппликация. Дети только начинают знакомство с некоторыми видами
деятельности, так как в каждой семье все индивидуально и по каким-то
причинам родителям было проще не давать ребенку пластилин или краски,
ножницы, клей. Либо не уделяли достаточного времени, так как в домашних
условиях ребенок находится под наблюдением родителя, чтобы не
навредить себе, ничего не испачкать в квартире и по многим другим
причинам.
К среднему дошкольному возрасту ребенок при правильном развитие
моторики уже многие вещи начинает выполнять сам, его рука становится
более ловкой и податливой, овладевает навыками самообслуживания:
застегивает и растягивает пуговицы, шнурует ботинки и так далее. В этот
период у детей характерен тип мышление, наглядно-образный. Для детей
среднего дошкольного возраста важна наглядность, а к старшему возрасту
постепенно переходит в словесно-логическое.
Так как дети младшего возраста только начинают входить в систему
дошкольного образовательного учреждение и знакомится с видами
образовательного процесса, а старшие дошкольники занимаются
подготовкой к школе и идет упор на графо-моторные навыки для письма.
У детей среднего дошкольного возраста идет упор на развитие мелкой
моторики, через продуктивную деятельность, так как тип мышления
свойствен для этого возраста наглядно-образный, чтобы к старшему
возрасту сформировалось словесно-логическое мышление и было проще
развивать графо-моторные навыки для письма, а также развивались высшие
психические особенности в соответствие с возрастными особенностями
ребенка.
В младшем дошкольном возрасте нужно привить у детей интерес к
занятиям по продуктивной деятельности, а в среднем дошкольном возрасте
нужно продолжать вызывать интерес как на занятиях, так и в свободной
деятельности.
Как говорил М. Бехтерев, что движение рук помогает снять
умственную усталость. Занятия по художественно-творческой
деятельности несет терапевтический характер: помогает детям снимать
нервное напряжение, вызывает радость от полученной работы и результата,
тем самым обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Чтобы у детей вызывали интерес занятия по художественно-творческой деятельности, и они хотели заниматься лепкой в свободной
деятельности, нужно отталкиваться от интересов и психических
особенностей среднего дошкольного возраста, чтобы улучшать мелкую
моторику, а также занятия несли в себе терапевтический характер.
Дети среднего дошкольного возраста, в этом возрасте становятся
более осознанными и произвольными, то есть развиваются волевые
качества и устойчивость внимания, которые пригодятся в будущем. В этом
возрасте дети стремятся достичь успеха в деле. Занятие должно проходить
по продолжительности времени от 15 до 20 минут. Дети в этом возрасте
начинают больше общаться со сверстниками, но в основном только с
ровесниками своего пола. Девочки любят играть в тематические ролевые
игры: дочки матери, магазин, принцесс. Мальчики же любят играть в
моряков, военных, в машины. Интересы детей можно соединить для занятий
по художественно- творческой деятельности, а также для работы в группах,
для развития социально-коммуникативных способностей.
Отличительной особенностью среднего дошкольного возраста
является яркая фантазия и воображение. У детей появляется первая
симпатия и привязанность, более осмысленные чувства, ребенок учится
сопереживать, например, героям произведения, животным, тех кто его
окружает.
Дети среднего дошкольного возраста с удовольствие осваивают
различные виды творческой деятельности. Одной из основных становится
лепка. В этом возрасте занятия по лепке проходят один раз в две недели. Но
по мимо занятий дети могут в свободной деятельности заниматься лепкой.
Основным материалом считается пластилин.
Занятия изобразительного искусства дают детям углубленные знания
о качестве и возможностях использования различных материалов,
вызывают положительные эмоции, стимулируют желание трудиться и
овладевать особенностями мастерства, приобщают к декоративному
искусству. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и
память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Создавая
объект, рисунок, изделие ребенок может выражать свои чувства, отразив
свои внутренние переживания в зрительных образах. Благодаря этому у
взрослого появляется возможность узнать внутренний мир ребенка.
В 1897 году в Англии учитель Вильям Харбатт создал пластилин, для
своих учеников, с целью создать пластичный материал, который можно
было бы много раз использовать, а также лепить из которого приятно и
легко.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый
материал, как пластилин, из которого можно лепить. Лепка пластилином
помогает выражать те мысли и чувства, которые ребенок может держать в
себе, скрывая от других.
Актуальность лепки состоит в том, что главным в творчестве является
не конечный результат, а сам процесс, в котором открываются внутренние
переживания. Занятия лепкой ориентированы на эмоциональное
благополучие ребёнка, уверенность в себе, чувство защищённости. В
процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие
способности, значение которых для формирования полноценной, здоровой
и гармонично развитой личности трудно переоценить.
Лепка дает возможность создать предмет, животное, героя, показать
свое отношение к нему. Лепка уникальна, тем, что это осязаемый вид
художественного творчества. Например, когда ребенок рисует, то он только
может увидеть, а в лепке же можно потрогать, то чего создал и, если
требуется легко можно изменить и подправить. Так же уникальная тем что
ребенок работает руками, а не кисточкой, ножницами, тем самым можно
назвать самой доступной для самостоятельного освоения. Лепка является
доступной для самостоятельной работы. В процессе работы, ребенок
активно использует пальцы на двух руках, чтобы предать форму, в это время
работают два полушария мозга, так как используются тактильные
ощущения и работает координация глаз.
Е. П. Пименова считала, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем
увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».
Можно сделать вывод, что дети, начавшие рано лепить, опережают своих
сверстников в развитии, так как лепка дала толчок интеллектуальному и
творческому развитию.
Халезова Н. Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает
эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм,
которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает
различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой,
строением и пропорциями предметов, у него развивается точность
движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если
этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым
занятием детей».
Лепка - является для детей интересным занятиям, так как испытывают
большое удовольствие создавая знакомые им предметы из податливого
материала.
Лепка - это самый осязаемый вид художественного творчества.
Ребенок не только видит то, что он создаёт, но и осязает, видоизменяет в
случае необходимости. Лепка пластилином воспитывает усидчивость,
развивает трудовые умения и навыки ребенка, ловкость рук. Главным
инструментом в лепке являются обе руки, поэтому уровень умения зависит
от владения собственными руками.
На занятиях с пластилином пальцы ребенка развиваются и крепнут,
что напрямую влияет на развитие речи и мышления. Существует связь
между активными движениями пальцев рук ребёнка и формированием его
речевого аппарата. Руки для детей дошкольного и младшего школьного
возраста являются для них дополнительным речевым органом.
Свободное творчество дает эмоциональную разгрузку, возможность
самовыражения, и просто доставляет большое удовольствие детям. Именно
такой способ при работе с детьми помогает воплощать детские внутренние
конфликты в визуальные формы.
Ребенок, который начал лепить в раннем возрасте, значительно
опережает своих сверстников в освоении различных навыков. Благодаря
лепке у ребёнка раньше развиваются интеллектуальные и творческие
способности. Именно на занятиях лепкой умственная активность,
творчество, художественный вкус развиваются быстрее и качественнее, чем
на других занятиях изобразительного искусства.
Трудно найти ребёнка, который бы не любил лепить. При помощи
лепки пластилином можно создавать всевозможные композиции, лепить всё
что угодно, на что только хватит фантазии. Если изделие не получилось или
надоело, его всегда можно переделать.
Важность применения пластилина на занятиях изобразительного
искусства такова, что он дает ребёнку возможность укрепить свою память,
развить внимание, мышление, творческие навыки.