Получи документы

Консультация для родителей «Устранение недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Алла Богданова
Консультация для родителей «Устранение недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Темочки:

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то и нечетко выговаривает слова, строит предложения.

К 4 годам у ребенка формируется определенная база звуков простых по артикуляции (М, Н, Т, П, Д, В,Ф). Однако некоторые дети не могут правильно произносить все звуки речи, так как нет четкого представления о правильной артикуляторной позе. Чаще всего наблюдается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков : свистящих (С, З, Ц, шипящих (Ш, Ж, Ч, сонорных (Р, Л).

Начинать работу по улучшению произношения трудных звуков следует со свистящей группы.

Прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц] надо знать их правильную артикуляцию.

1. Артикуляция звука [с]. Звук С согласный, глухой, твердый. Губы - не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята,

продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам. Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость. Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная. Звучание - шум, похожий на свист. Воздушная струя - узкая, холодная.

Артикуляция звука [с']. Звук [с'] согласный, глухой, мягкий. Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука [с], и напряжены Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука [с], вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении[с], вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука [с] и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха. Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют. Воздушная струя - узкая, холодная. Звучание - звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого [с].

Артикуляция звука [з]. Звук [з] согласный, звонкий, твердый. Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного. Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука [с], но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих [с] и [с’]; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют. Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука [с].

Артикуляция звука [з’]. Звук [з’] согласный, звонкий, мягкий. Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного. Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука [з], щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих [c] и [c’]; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука [з] прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам, напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха. Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют. Воздушная струя - узкая, холодная.

Артикуляция звука [ц]. Звук [ц] относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с] (тс). Губы при произнесении звука [ц] в нейтральной позиции. Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм. Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют. Воздушная струя – умеренная.

Источник: Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников : практическое пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 63-72 с.

2. Упражнения для правильного произношения свистящих звуков.

Подготовительный этап. При отсутствии звука [с], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка. Примерный комплекс артикуляционных упражнений при сигматизмах следующий:

1. «Улыбочка»- удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик»- улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

3. «Птенчик» - широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»- приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

5. «Лопаточка»- положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Трубочка»- открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

7. «Оближем губки»- рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

8. «Почистим зубки»- «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

9. «Часики»- растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

10. «Змейка» - рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

11. «Орешек»- рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота» - положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком [ф], задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

13. «Киска сердится» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

14. «Прокати карандаш» - положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

3. Закрепление правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:

Произношение отдельного звука;

Закрепление произношения в слогах;

Закрепление произношения в словах;

Закрепление произношения в предложениях;

Закрепление произношения в разговорной речи.

Игровые приемы для исправления звуковых недостатков :

Постоянно обогащайте речь ребенка новыми словами;

Поиграйте в загадки с ответами на отдельный звук;

Предлагайте ребенку сравнивать на слух правильное и неправильное произношение;

Устраивайте рисование предметов на звуки;

Придумывайте слова с данным звуком в разных позициях слов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Консультация для родителей «Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста» Упрямство и капризы у детей очень частое явление. Иногда встречаются жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Устранение недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 12:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Устранение недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Богданова (УИ 1962363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД