ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква А».
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на се-бе и сидящем напротив человеке.
2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
3. Научить четко произносить звук [А].
4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
Публикация «Консультация для родителей „Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме соб-ственного тела» : объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, пра-вая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (пра-вой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правиль-но ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его опреде-лять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (раз-витие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
Задание 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ре-бенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?» :
август, аист, адрес.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуля-цию звука [А] : когда мы произносим звук [А], то:
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосо-вых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем вос-производит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду, и показывает малышу красный кружок для обозначения этого зву-ка, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА. (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа. (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А. (вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрос-лый хлопнет в ладоши.
Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]) :
апельсин, артист, суп, астроном.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответ-ствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его —. (арбуз)
Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Задание 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова, используя крас-ный кружок и карточку.
Август, аист. ; рука, лиса, пила.
Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]) : транспорт: ав-тобус, аэробус, аэроплан. ; фрукты: ананас, апельсин, абрикос. ; профессии: агроном, астроном, артист. ; имена мальчиков и девочек: Аня. ; Андрей.
Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].
Задание 11. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка отве-тить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].
— Что везешь, Автомашина?
— Все, что есть на букву А :
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно за-гибает пальчики левой руки.
Г. Сапдир
Задание 13. Упражнение для пальчиков:
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.
Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движени-ями:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Задание 15. Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома.)
Буква А из пальчиков : указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Игры с буквой.
Задание 16. Анализ звукокомплексов : крик в лесу: АУ; ребенок пла-чет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предвари-тельным звуковым анализом).