Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушка в жизни ребенка“» размещена в разделах
По мнению Менджерицкой Д. В., главным средством развития ребенка раннего возраста является игрушка, которая отвечает его потребности в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.
Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы в период раннего возраста он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя со сверстниками в различные игры.
Во все времена благодаря существованию различных игрушек, начиная от погремушек и заканчивая таким древним видом как кукла, формировался типичный облик ребенка, включающий в себя ум, физические и нравственные качества. Многообразие современных игрушек не только продолжает развивать ребенка и готовить его к взрослой жизни, но и способствует появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию определенных качеств личности.
В раннем возрасте у ребенка развивается познавательная активность и появляются предметные действия. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность. Для развития ребенку необходимы разные виды игрушек, знакомство с которыми позитивно влияет на общее психическое развитие ребенка, на его познавательные и личностные характеристики.
Основное требование к игрушке - это соответствие игрушки уровню развития ребенка на каждом возрастном этапе. Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Игрушка как средство развития ребенка должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, в соответствии с возрастом ребенка.
В детском саду психическое развитие ребенка раннего возраста происходит при помощи осуществления непосредственно-образовательной деятельности, которая имеет определенные цели и задачи, она проходит в определенных условиях с применением различных методов и приемов. Для нее необходимо проведение предварительной работы и подготовки детей к занятиям. На каждом занятии происходит развитие познавательных, личностных и психических особенностей ребенка. Поэтому для непосредственно-образовательной деятельности необходимо присутствие не только обучающего материала, но и игрушки, которая продолжает готовить ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений, при этом не забывая развлекать и радовать ребенка.
В раннем возрасте, считает В. С. Мухина, ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки, в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Игрушка также помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности, вызывает положительное отношение к окружающему.