Сапият Ипиева
Консультация для родителей «Игрушка в жизни современного ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Игрушка в жизни современного ребёнка.»
Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная деятельность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств, для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишен увлекательной игры. Непременный спутник игры – игрушка. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть?
Публикация «Консультация для родителей „Игрушка в жизни современного ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные же игрушки не оставляют места для домысливания сюжета. Ребёнок, окруженный пластмассовыми барби, трансформерами, киборгами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребёнок с детства окружён представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нём атрофирована, вероятно, навсегда.
Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Вот один пример. На приём к психологу пришла бабушка 6-летней внучки. Девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в тёмную комнату. Выяснилось, что мама купила дочери игрушку – чёртика с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться «прикольного» монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на неё смотрит», и становилась всё беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяла игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.
Игрушка полезная ставит перед собой воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и состраданию.
Виды игрушек.
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е. А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т. д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т. п. – развивает конструкторские способности и изобретательство;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т. п. – также развивает конструкторские способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
- настольные игры – способствуют развитию сообразительности, внимания, знакомству с формой, цветом, величиной, усвоению грамоты, счета, а также организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка – прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом и др. – воспитывает чувство юмора;
- музыкальные игрушки – поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией – служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.
«Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы. Чтобы научить дошкольника играть, необходимо помнить: игра- это отражение жизни. Жизнь изменилась, поэтому игра не смогла не измениться.
Вопрос. Что нужно современному ребенку, чтобы играть?
Существует мнение: иметь много игрушек вредно, ребенок их не ценит и с ними не играет.
Детская субкультура подсказывает другое. Смешариков много, они живут общей жизнью. Как же Нюша будет без Кроша или Бараша? Лунтик познает весь мир вместе с друзьями: Кузей, Милой, Пчелёнком - это его компания.
На каждый Новый год ребенку дарится новая игрушка – символ года, и часто не по одному экземпляру: полки заполняют бычки и коровки, свинки, тигрята всевозможных размеров и материалов. А машины: пожарная, грузовая, снегоуборочная – выполняют их в игре, как в жизни, разные функции.
Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в жизнь и что происходит с ними потом.
Прогрессивный 21 век подарил человечеству массу технологичных изобретений.
По большей части ультрасовременные новинки ориентируются на взрослых, однако детскую аудиторию разработчики также стараются не обходить своим вниманием.
С каждым годом гаджеты всё сильнее затягивают в виртуальный мир и нас, и наших детей. Но если мы ещё способны включить волю и отложить смартфон в сторону, то малыши от него сами оторваться не могут. Как помочь им преодолеть эту зависимость, если дело зашло слишком далеко?
Начинается всё с банальности: папа устал, мама на пределе, малыш ноет, но стоит включить смартфон- и в семье моментально воцарился мир. Пока кроха с довольным видом смотрит мультфильм или разучивает цвета, можно и выспаться и суп сварить. А дальше аппетиты растут. Испив один глоток свободы, останавливаться уже не хочется. Так постепенно просмотр мультиков с одной серии увеличивается до трёх, а то и до пяти подряд. К цветам быстро добавляются формы, потом буквы с цифрами. А что тут плохого, ведь ребёнок не бездельничает, а занимается полезным делом! Но ребёнок втягивается, начинаются скандалы, потому что расставаться с гаджетом он в какой-то момент категорически отказывается. И мама уже не может почитать ему сказку, а папа- поиграть с ним в машинки. Кроху такие развлечения перестают интересовать. К сверстникам он тоже становится равнодушен: общаться с ними скучно. Малыш готов весь день проводить в компании с планшетом, делая перерыв только для того, чтобы поесть или погулять
Многие современные родители считают, что не имеют морального права что- либо запрещать своим детям. Они придерживаются этой позиции даже в тех случаях, когда речь идёт о здоровье ребёнка. К тому же это действительно удобно: включив гаджет, можно «выключить» ребёнка. Но в момент когда малыш сливается с экраном, в его жизни появляется другой мир- яркий и идеальный. Если такие погружения ребёнок совершает часто и надолго, возвращаться в обыденность не хочется. А зачем, если у него «там» есть все, что ему нужно. Если с гаджетом ребёнок проводит больше времени, чем с людьми, он не получает опыта живого общения. Отсюда проблемы с коммуникацией и социализацией и в детском саду, и в школе, и во взрослой жизни.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что при разумном, взвешенном подходе детские девайсы все-таки способны привносить в жизнь положительные моменты: например, их можно использовать в качестве отвлекающего маневра во время визита в поликлинику, изнурительного перелета или долгого простаивания в пробке. По свидетельствам психологов, максимальный срок эксплуатации гаджетов для детей от трех до пяти лет составляет 1 час в день, при этом крайне важно устраивать периодические перерывы на разминку. То же правило распространяется на старшую возрастную группу, суточную продолжительность допустимо увеличивать до двух часов.
Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:
- отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленный токсичными веществами горох и фасоль.
- рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии.
- травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
- опасностью возникновения пожара.
И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.
Помните! Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Игрушка – не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины мира.