Юлия Бабак
Консультация для родителей старшей группы «Развитие познавательной сферы ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей старшей группы «Развитие познавательной сферы ребенка»
Автор: Бабак Ю. А., воспитатель
Задачи:
- определение, что входит в понятие «Познавательная сфера дошкольника»;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Развитие познавательной сферы ребенка“» размещена в разделах
- ознакомление с играми, направленными на развитие познавательных процессов.
Материал к консультации : дидактические игры для развития познавательной сферы.
Ход консультации:
Вступление:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть. Сегодня мы с Вами поговорим о развитии познавательной сферы ребенка.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития познавательной сферы?
Познавательная сфера дошкольника - это врожденные и приобретенные умственные способности ребенка. От них зависит, на сколько успешным будет освоение малышом разных видов деятельности. Естественно, эти способности можно и нужно развивать.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Под познавательными процессами понимаются: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался органично и правильно, вам необходимо постоянно уделять достаточно внимания своему чаду и совершенствовать его познавательные навыки.
Основная часть:
Ни для кого не секрет, что обучение ребенка дошкольного возраста должно осуществляться в игровой деятельности. Дидактические игры помогают активизировать познавательные процессы и способствуют развитию связной речи.
Внимание устойчиво, повышен его объем – 5-6 объектов, но необходимо содействовать способности детей устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, развивать наблюдательность. Для этого вы можете поиграть с ребенком в игры :
"Подбери кармашек»
«Сравни картинки»
«Найди выделенный фрагмент»
и др.
Во время прогулки или похода в детский сад, замечать изменения в природе, окружающем мире. Развивать наблюдательность с помощью изменений в обстановке дома.
Очень важно так же развивать мышление :
учить детей группировать предметы по их функциональному назначению в речевом плане, можно с помощью игр - "Назови одним словом»
«Раздели на группы»
«Лишний предмет» - (Какое слово в каждом ряду лишнее? Объясни почему.)
— Щука, карась, окунь, рак.
— Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
— Стол, стул, телевизор, шкаф.
— Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
— Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
— Миша, Оля, Серёжа, Ваня, Коля.
— Утро, день, завтрак, вечер, ночь.
— Жук, рыба, муравей, бабочка.
— Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
учить устанавливать причинно-следственные связи, с помощью игры «Что сначала, что потом?»
Развитие восприятия
Дети называют цвет и форму предметов, воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию и убыванию, способны воспроизводить целостный образ предмета, дома можете поиграть с ребенком в игру «Что какого цвета?», «Какой формы предмет»,
«Разрезные картинки»
«Какие предметы спрятаны в рисунках»
Развивать воображение, оригинальность и гибкость мышления.
Игры: «На что это похоже»; «Дорисуй до целого»; «Преврати элементы в картинку», «Если бы они могли говорить» и др.
Очень важно развивать мелкую моторику
Игры с пальчиками, раскрашивание рисунков, не выходя за контур, игры с крупой, игры с мелким конструктором и др.
Ориентировка в пространстве играет немаловажное значение
Предложите ребенку отыскать на рисунке предметы
на нижней полке крайняя слева?
на средней полке справа от мишки?
на верхней полке слева от чайника?
на средней полке крайняя слева?
на нижней полке между чайником и мячиком?
на верхней полке между чайником и машинкой?
на нижней полке крайняя справа?
Так же нужно повышать уверенность в себе, развивать коммуникативные навыки ребенка
Ответы на вопросы родителей.
Выводы:
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть! Успехов Вам и творческих сил, уважаемые родители!
Список литературы:
1. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб. : издательство Буковского, 1994. 60стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М. : Просвещение, 1988.–336 с.
4. Дремер Дж. М. В чем нуждается ваш ребенок. Логос, 1991.
5. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
6. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
7. Лапп Даниел Улучшение памяти в любом возрасте. Мир 1993г.
8. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
9. Лук А. Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
10. Немов Р. С. Психология 1 и 2 том. М. Изд. центр «Владос» 1999г. 11. Никитин Б. Развивающие игры. - М. :3нание, 1994.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2007. – 713с.
13. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. М. : Харьков 2005-734с.
14. Шумакова Н. Е. Возраст вопросов. М., 1990.